Главная » Файлы » Мои файлы |
30.09.2014, 07:47 | |
Классный час «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» к 200-летию со дня рождения поэта.
Цель: Раскрыть образ поэта в эпоху самодержавия и крепостного права. Показать закономерность его трагической судьбы. Добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.
Задачи:
1. Провести исторические параллели (Отечественная война 1812г, Восстание декабристов 1825г. );
2. Поэт-патриот, противник крепостного права;
3. Любовная лирика .
1 слайд
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с жизнью и творчеством известного русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы видите, что поэт изображен в военной форме. Но самое – главное - это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах. Поэт обладал большими, карими глазами, сила которых до сих пор остается загадкой. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть,
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть..
26 лет было отпущено судьбой Лермонтову. 26 лет земной жизни и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.
2 слайд Родители
Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии. Его потомок Тома Лермонт, автор романа в стихах «Тристан и Изольда». Один из этого рода- Юшко (Георг) с 1613г на царской службе в Москве, получил во владение земли за Костромой и положил начало русским Лермонтовым, предкам отца поэта. В ночь на 3 октября 1814 года в маленьком домике у Красных Ворот, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных) принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. В 1817 году умерла мать Лермонтова (в возрасте 21 года). Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню.
3 слайд Бабушка
Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. Семейные отношения со смертью дочери еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце.
Слайд 4
Бабушка очень любила внука, заботилась о нем, дала хорошее образование. Он владел английским, французским, немецким языками. А потом изучил азербайджанский и грузинский. Лермонтов играл на скрипке и рояле, флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Слайд 5 Имение в Тарханах
Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.
Музыкальная вставка «Люблю отчизну я, но странную любовью…»
Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской - изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками. Первое время у него была нянька - дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре ее заменила бонна - воспитательница-немка Христина Осиповна Ремер, человек очень добрый и справедливы "Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля.
Слайд 6
Во время Святок каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли. Если случалось ему заболевать, то в "деловой" девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина. В доме постоянно жили мальчики - сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Под опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича Соколова и гувернера Жана Капэ дети отправлялись в поход по окрестностям. Если случалась дальняя прогулка, присутствие Соколова было порукой, что ничего не случится, никто не потеряется. При Соколове мальчикам разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка, прятались от пугачевских войск помещики. Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на выдумки.
7 слайд Сказочный и романтический мир
В детстве к маленькому барчонку приходили крепостные крестьянки и рассказывали «сказки про волжских разбойников», и его воображение наполнялось чудесами дикой храбрости и картинами мрачными... Он воображал себя волжским разбойником, среди синих и студеных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв, в ночных наездах при звуке песен, под свистом волжской бури...» Весь мир природы был для поэта родным домом. Он слышал ее таинственные голоса - как "звезда со звездою говорит", как "пела русалка над синей рекой". Самые первые, а потому и самые прочные впечатления - это скромный прелестный пейзаж Тархан, первые воспоминания- русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Степане Разине и Пугачеве. Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились волшебными. "Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились вокруг нее», позднее писал Лермонтов. Идеальный — романтический и сказочный — мир, который жил в воображении юного Лермонтова, «отложился» впоследствии во многих его лирических созданиях.
В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?
8 слайд
В 15 лет он написал стихотворение «Жалобы турка» Письмо. К другу иностранному
Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе день несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями?
И где являются порой
Умы и хладные и твердые, как камень?
Но мощь их давит безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край …моя отчизна!
P.S.
Ах, если ты меня поймёшь,
Прости свободные намёки;
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать? – Все мы человеки!..
Стихотворение называется «Жалобы турка». Но о чем идет речь? (юный поэт имеет в виду царскую Россию)
9 слайд Учеба и образование
В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву - она решила поместить его в Университетский благородный пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещериновых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере "Князь-невидимка". После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр - театр марионеток. Столяру был заказан корпус театра - ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно обклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол - тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука.
1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки. Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение и ревностно принимается за науку. Но тогдашние профессора, читавшие лекции, в большинстве были бездарные и отсталые – не ученые, а чиновники от науки. И цель их заключалась не в том, чтобы образовывать и развивать юношество, а в том, чтобы готовить верных престолу чиновников.
После расправы над декабристами николаевское правительство более всего опасалось, как бы среди образованной молодёжи не возникло какое-нибудь новое тайное общество, и принимало все меры к тому , чтобы университет не стал рассадником «возмутительных» мыслей.
В одно время с Лермонтовым в Московском университете обучались Белинский, Герцен, Огарев, Пирогов. В студенческом общежитии в комнате №11 собирались члены «Литературного общества», где обсуждались вопросы крепостничества, читались запрещённые произведения, в которых выражалась ненависть к угнетателям и мучителям трудового народа – к тунеядцам-помещикам.
Был свой кружок и у Лермонтова: «Кружок шестнадцати». Друзья всегда появлялись вместе – в театре, на гуляньях в Сокольниках , в Марьиной рощи, в Петровском. Но чаще всего виделись у Лермонтова, Поливанова, Лопухина ( все они проживали на одной улице , Молчановке) Лермонтов посвящал друзей в свою работу, читал им новые стихи, делился сокровенными мыслями. Друзья высоко ценили его ум и талант.
16 марта 1831 г. случилось непоправимое событие, студенты двух отделений – словесного и физико-математического, - сговорившись между собой, решили проучить невежественного и грубого профессора Малова, который позволял себе оскорблять и высмеивать студентов.
К началу лекции Малова аудитория была уже полна, но дверь поминутно отворялась: входили всё новые слушатели. Малов уже заканчивал лекцию, когда в аудитории началось шарканье. Испуганный профессор стал просить студентов пощадить его и не доводить дело до скандала. Студенты утихли, тогда Малов начал издеваться над ними и угрожать, что пожалуется. Всё пришло тут в движение: поднялся невероятный шум. Студенты повскакивали с мест, раздались выкрики, в профессора полетели книжки и шапки. Схватив в охапку шубу, Малов кинулся из аудитории. «Вон! – кричали ему вслед. – Ату его!» Так с гиканьем и криками студенты проводили его через университетский двор и выгнали на улицу.
Университетское начальство перепугалось: вместе со студентами могло пострадать и оно. Историю постарались замять. Малова уволили. Шестерых студентов, в том числе и Герцена, посадили на несколько дней под арест. Лермонтов принимал активное участие в этой истории и был исключён из университета в августе 1832 г.
Музыкальная вставка «Дума»
Лермонтов вынужден был проститься с Москвой и переехал с бабушкой с Петербург. Он рассчитывал перейти в Петербургский университет. Его не приняли: исключенным из Московского университета закрывался доступ и в другие университеты России. И тогда ему ничего другого не оставалось, как поступить в Петербурге в юнкерскую кавалерийскую школу. Он был возмущен и опечален.
В 1831 году умирает его отец. Стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»
10 слайд
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.
Слайд 11-12-13-14
Кумиром поэта был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое обвинительное стихотворение «Смерть поэта», 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах", за которое он был сослан на Кавказ.
15 слайд Кавказ
Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). В 1837 году Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838).
16-20 слайд Лермонтов- художник
Уже в детстве проявились особенности таланта Лермонтова. Его образы почти всегда зрительные. Вы видите зарисовки поэта к своим произведениям.
Слайд 21 « Маскарад» 1836
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворял в его глазах, всё лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, ибо лица у этих людей было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступили без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать всё, что думал о них, - без пощады и лицемерия.
Драма была запрещена цензурой.
Слайд 22
Любовь к Варваре Александровне Лопухиной ( в замужестве Бахметовой)
В это же время Лермонтов испытал любовное разочарование. Варенька Лопухина, которую он считал своей невестой, вышла замуж. Правда отношения их вовсе не походили на отношения жениха и невесты, а Лермонтов, уехав из Москвы, ни разу не написал ей. Но тем не менее сам Лермонтов считал замужество Лопухиной изменой.
Музыкальная вставка «Нет, не тебя так страстно я люблю..»
Он полюбил её в последний год своего пребывания в Московском университете. С тех пор они не виделись. Два года Лермонтов провёл в юнкерской школе, потом началась служба в полку: поехать в Москву он не мог. Неожиданно Лермонтов узнал, что Лопухина вышла замуж за пожилого богатого человека. Очевидно, такова была воля родителей. Вскоре сама она приехала в Петербург. С этого начинается и роман «Герой нашего времени», где главный герой – офицер Печорин – узнаёт о приезде в Петербург княгини Веры Лиговской с мужем.
Музыкальная вставка «Я не унижусь пред тобою…»
Слайд 23
Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень», Лермонтов рано стал писать стихи и влюбляться. Ему не везло, он не стал счастливым и уверился в своей роковой судьбе, в невозможности личного счастья.
Удел героя – трагическое одиночество. Опустошенная страданиями душа не способна ответить на чувство.
Сушкова Екатерина
В 1830 году А.М. Верещагина, кузина Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта к ней.
Сушкова вспоминала: «У Сашеньки (Верещагиной) встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красивыми, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой».
«Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».
Но именно в это время Сушкова «предсказывает» Е. А. Арсеньевой «великого человека в косолапом мальчике с умными глазами».
В 1832 году М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой.
Музыкальная вставка « Я не люблю вас и люблю…»
Лермонтов, встретив Сушкову в Санкт-Петербурге, решил ей отомстить: вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Сушкова до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
24, 25, 26 слайды Бородинское сражение
Лермонтов родился через два года после окончания Отечественной войны 1812 года, но с детства слышал рассказы о героических днях войны и о славной победе русского оружия. Ему было 17 лет, когда он написал свое первое стихотворение о знаменитой битве и назвал его «Поле Бородина», а в 1837 году, когда Россия отмечала 25-ю годовщину славной битвы, он вновь пишет об этом событии.
Наше первое знакомство с поэтом — это знакомство с произведением, которое не только прославляет битву, принесшую славу защитникам родины, но и показывает нам того, кто был главным героем Бородинского сражения — русского солдата. Крепостной мужик, который надел солдатскую шинель, в 1812 году в неравном бою отстоял свою родину. Вот о чем рассказал поэт в своем стихотворении и его поэтический рассказ заставил нас полюбить участников этого грандиозного сражения.
Обращаясь к стихотворению «Бородино», мы знакомимся с поэтом-патриотом, который не только хорошо знал историю родной страны, но воспел подвиги наших предков. Лермонтов знал, как происходила битва и как сражались войска.
В стихотворении «Бородино» вы услышите рассказ бывалого человека, «солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии»
Фонограмма «Бородино»
27 слайд
«Песня по купца Калашникова» - это поэма об историческом прошлом России. События поэмы отнесены к эпохе царствования Ивана Грозного.
28 слайд
Возвратившись на Кавказ, 13 мая 1841 Лермонтов прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами.
29 слайд
Поселился поэт в маленьком домике на окраине города, у подошвы горы Машук, вместе с другом и родственником своим Монго Столыпиным.
Среди отдыхавших было много военной и штатской молодёжи.
Здесь Лермонтов встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Николай Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Такова официальная, общепризнанная версия .
30 слайд
Дуэль состоялась 15 июля 1841. Вспоминает А.И. Васильчиков, секундант М.Ю. Лермонтова. «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой. И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. Поэт был убит. Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
Стихотворение «Сон» Лермонтов написал незадолго до своей смерти, как будто предвидел свою смерть.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана
По капле кровь точилась моя
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня- но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне…
(Стихотворение «Сон» 1841г)
31 слайд Память о Лермонтове
32слайд Памятники.
33 слайд Заключение
Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души.
Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла..
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?
Музыкальная вставка «Я жить хочу»
СТРАННАЯ ДУЭЛЬ ЛЕРМОНТОВА
В свете последних исследований дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым выглядит более чем странно. Многое в этой истории кажется весьма непонятным, полагает ростовский историк Игорь Таранов. В первую очередь: а из-за чего, собственно, Мартынов вызвал Лермонтова на поединок? И вот тут выясняется, что этого никто толком не знает…
Мало того, о самой дуэли пишут все по – разному! Одни говорят, что Лермонтов выстрелил в воздух, а потом – Мартынов в него, другие утверждают, что Мартынов стрелял первым…
Достоверно известно только одно: в салоне Верзилиных, где якобы и произошла ссора, Лермонтов громко сказал: «Пуаньяр!» (кинжал). И тем самым нанёс оскорбление Мартынову.
Тот, дескать, служил до отставки в Гребенском казачьем полку и продолжал носить форму этой части, к которой полагался кинжал. Так вот, Мартынов носил особенный кинжал – больше обыкновенного. Именно это оружие и было предметом многочисленных острот – в том числе и язвительного Лермонтова.
Услышав громко произнесённое слово «кинжал», по свидетельству очевидцев, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!» Лермонтов вспылил: нечего мне указывать! Слово за слово – и дошло до дуэли…
Такова общепринятая точка зрения.
Однако при ближайшем рассмотрении в ней обнаруживается довольно много натяжек, хотя литературоведы и соглашаются: дурной характер Лермонтова всем известен. Да и Мартынов был не сахар…
Но вот что интересно: на месте дуэли вместо обычных двух оказались четыре секунданта: М.П.Глебов (боевой товарищ Лермонтова – лечился в Пятигорске после ранения), князь А.И.Васильчиков, князь С.В.Трубецкой, ну и конечно, Монго-Столыпин – куда же без него: он и в предыдущей дуэли Лермонтова с де Барантом был секундантом. Тут надо, наверное сказать, что А.А.Столыпин, по прозвищу Монго, приходился Михаилу Юрьевичу двоюродным дядей. Но, будучи на два года моложе племянника, фактически был для Лермонтова братом и самым близким другом.
Выходит, все четверо были хорошими знакомыми Лермонтова. И стало быть, его секундантами. С кем же тогда приехал Мартынов? Да с этой же компанией! Поскольку тоже всех знал, со всеми дружил. А с Лермонтовым Николай Соломонович Мартынов даже учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Только Лермонтов числился в гусарах – лёгкой кавалерии, а Мартынов – тяжёлой.
А поскольку «юнкерское братство» было весьма сильно у офицеров, то непонятно, как это друзья не отговорили поссорившихся однокашников от поединка. Почему позволили им стреляться, хотя всем известно, что в той же юнкерской школе оба – и Лермонтов и Мартынов – слыли лучшими фехтовальщиками на эспадронах (учебных саблях)? По пятницам они не раз устраивали «показательные» поединки, собиравшие много зрителей-юнкеров. И при холодном оружии было куда легче остановить поединок при появлении первой крови…
Тем не менее секунданты смотрят сквозь пальцы на то, что дуэлянты собираются стреляться, причем барьер установлен на десяти шагах, а сами участники поединка воспользовались не дуэльными, а дальнобойными армейскими пистолетами. С такой дистанции и при таком оружии Мартынов, слывший «редким стрелком», мог попадать на выбор куда угодно.
Получается, при таких условиях дуэль превращалась в убийство. Или…в показуху! Именно на последнем варианте настаивает историк И.Таранов. И приводит в защиту своей версии следующие аргументы.
Начнём хотя бы с того, что лишь после гибели поэта секунданты определились ( по жребию!) – для следствия: Васильчиков стал считаться секундантом Лермонтова, Глебов – Мартынова. А участие в дуэли Столыпина и Трубецкого вообще скрыли, т.к. тем грозили за это крупные неприятности.
Известно также, что за несколько часов до поединка компания уже заказала ящик шампанского – что-то собирались праздновать… Она так же не взяла на поединок врача, зато помимо четырёх секундантов пригласила на дуэль ещё и зрителей!
И главной причиной дуэли была вовсе не ссора, а желание Лермонтова….получить отпуск! Как известно, неоднократные просьбы Лермонтова об отставке или хотя бы об отпуске неизменно отклонялись Николаем I, заявлявшим, что ссыльному не положено ни того, ни другого.
Но быть может, тогда царь во всём виноват? Его подручные подговорили Мартынова, и тот ухлопал опального поэта…
Отнюдь… Такой версии противоречат следующие обстоятельства.
Во-первых, то была уже не первая ссылка поэта, а вторая. Первую царь отменил по личной просьбе графа А.Ф.Бенкердорфа. Шеф жандармов фактически поручился за Лермонтова, а вот прощённый «не оправдал доверия». Так что теперь «нашла коса на камень»…
Во-вторых, известно, что ссылка эта в какой-то мере носила…воспитательный характер. Именно так!
Есть сведения, что, прочитав первый вариант знаменитого стихотворения «На смерть поэта», Николай вовсе не рассвирепел, как этого можно было ожидать, а просто сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина!» А прочитав «Героя нашего времени» - представьте себе, монарх читал все новые книги того времени, - царь написал сестре: дескать, в начале он надеялся, что этим самым героем будет Максим Максимович, но был очень разочарован, когда увидел в роли «героя» Печорина. Николай посчитал, что у Лермонтова не хватило таланта или опыта по-настоящему раскрыть образ штабс-капитан. А потому царь так и написал: посылая Лермонтова на Кавказ, он надеется, что там поэт сможет подольше побыть в среде настоящих русских героев, таких, как Максим Максимович, подальше от «Печориных», и тогда в будущих главах сможет лучше раскрыть образ истинного «героя нашего времени»…
Видимо, все эти обстоятельства были хорошо известны как самому Лермонтову, так и его друзьям. А потому единственной возможностью для поэта получить отпуск становилось ранение. В случае же, если оно будет тяжелым, то возможна и полная отставка.
И в боях с горцами поручик Лермонтов отличался необыкновенной храбростью, по словам очевидцев – вплоть до безрассудства. Достаточно сказать, что даже будучи посланным в разведку, он бросался с горсткой людей на многократно превосходящие силы противника.
«Вот тут и возникает вопрос, - пишет И.Таранов, - а не было ли «безрассудство» Лермонтова как раз наоборот – предельно хладгокровным расчетом? Что, если поэт стремился не отличиться на поле брани, а – получить ранение ( а вместе с ним – долгожданный отпуск в Петербург, а то и в отставку)? Вероятно вы сейчас подумали о том , что на войне пуля не выбирает – может ранить, а может и убить!
Вероятно, Лермонтов понимал это не хуже нас. Поэтому тоже не считал войну идеальным вариантом для своего замысла. Лучше было бы действовать наверняка – так, чтобы пуля попала туда, куда надо – в колено, например. Тогда негодность к строевой службе была бы обеспечена, поэзии это не помешает, а хромать – он и так прихрамывал.
Но такое ранение может быть обеспечено наверняка, если хороший стрелок целится с близкого расстояния, не спеша и не нервничая, не опасаясь ответного огня и уж, конечно, не желая смерти того, в кого стреляет.
Вот такой груз ответственности, получается, возлагал Лермонтов на своего «противника». И выбрал таковым Мартынова вовсе не случайно.
Во-первых, тот был отменный стрелком.
Во-вторых, уже находился в отставке, так что дуэль не грозила его карьере.
И, наконец, в – третьих, Лермонтов достаточно хорошо знал своего однокашника, был уверен в нем настолько, что мог поручить ему свою жизнь.
Ведь ещё когда Михаил Юрьевич ехал в первую ссылку, в Москве он встретил Мартынова, и они несколько раз завтракали вместе в «Яре». Регулярно общались они и позже, по возращении Лермонтова, а также на Кавказе. Офицер П.И.Магденко, приехавший в 1841 г. с Лермонтовым и Монго-Столыпиным в Пятигорск, вспоминал, как сразу по прибытии Лермонтов обрадовался, узнав, что его приятель тоже здесь.
Более того, Лермонтов был уверен, что Мартынов, узнав о его приезде, сразу же прибежит. И тот действительно вскоре пришел.
В руки Мартынову и вручил свою судьбу Лермонтов. Сговорившись, приятели разыграли дальнейший сценарий, как по нотам. Показная ссора произошла при свидетелях, у генеральши Верзилиной, где собиралась компания молодых людей в обществе хозяйки и трёх её дочерей.
Разыграть скандал, кстати, было нетрудно: все знали язвительный характер Лермонтова и его манеру выбирать себе жертву и цепляться к ней с постоянными придирками. Мартынов с его кинжалом и прозвищем Мартышка прекрасно для этого подходил.
Казалось бы, все было учтено. Но, как часто бывает в таких случаях. Вмешалась незапланированная случайность. Дуэль была назначена на 7 часов вечера ( в середине июля по старому стилю – ещё светло!). Но именно в этот вечер над Пятигорском разразилась небывалая на памяти его жителей гроза.
Резко потемнело, и Мартынов по существу пришлось стрелять в глубоких сумерках. Ему бы отложить дуэль или выстрелить в воздух, да, видно, отставной майор понадеялся на свою выучку и верность руки.
Но целился он довольно долго, так что князь Трубецкой даже крикнул: «Ну, стреляйте же, господин Мартынов, или я развожу дуэль!» И, как говорится, попал «под руку» …
Когда прогремел выстрел, Лермонтов рухнул как подкошенный. Секундант Васильчиков вспоминал, что он даже не схватился за рану, как обычно делают раненые. Мартынов бросился к нему, опередив секундантов… Поэт был мёртв. Пуля пронзила сердце.
Сделать ничего было нельзя. И прямо с места дуэли Мартынов поехал к коменданту города. Под арест…
По указу Николая I он был сослан на 12 лет в Киев. О гибели Лермонтова и о самом поэте он больше ни с кем не говорил, но каждый год в день роковой дуэли заказывал панихиду по рабу Божьему Михаилу… Только спустя 30 лет его уговорили написать мемуары о знакомстве с Лермонтовым и дуэли. Мартынов начал работу, живо и интересно рассказывал о совместной учебе в юнкерской школе и – остановился. О роковом поединке он так никогда и не написал ни слова. Видно, все еще переживал…
Заключительное слово
Значение Лермонтова-поэта в судьбе России является загадкой. Роковой выстрел в грозу у подножия горы Машук прогремел над Россией и лишил ее еще одного гениального поэта. Почему прогремел этот выстрел? - Трудно дать исчерпывающий ответ. Промысел Творца непостижим. С ранних лет Лермонтов был наделен чувством собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над его судьбой и душой. Он был послан на землю для того, чтобы быть вестником горнего мира. Существует легенда о том, что Л. Н. Толстой сказал по случаю гибели поэта: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.
Список использованной литературы:
1. И.Андронников : Михаил Юрьевич Лермонтов – М.: Дет.лит.1964г. – 96 с.
2. И.Андронников : Лермонтов: исследования и находки. – М.: худож.лит.- 1967 608с., илл.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председ. Науч.-ред. Совета Ю.С.Осипов. Отв.ред. С.Л.Кравец. Т.17. Лас-Тунас-ломонос. – М.: большая Российская энциклопедия, 2011.- 783 с.: илл.: карт.
4. Ресурсы интернета.
5. Энециклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ в./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова – М.: Аванта+, 2002. – 672 с.: илл.
6. Я познаю мир: Тайны литературы: Энциклопедия/ Авт.-сост С.Н.Зигуненко; Худож. И.Л.Терехова. – М.: ООО «Изд.АСТ»: ООО «Изд.Астрель», 2002.-399 с.
| |
Просмотров: 793 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |