Приветствую Вас Гость!
Вторник, 19.03.2024, 10:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Читающая семья

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА РАБОТЫ

БИБЛИОТЕКИ МОУ НОВОБУРЕЙСКОЙ СОШ № 1

ТЕМА: «ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ» 

Актуальность темы:

         Школьное детство - это маленький островок, где каждый прожитый день наполнен необычайными тайнами и загадками. И мечта маленького жителя такого острова - окунуться в чарующий мир приключений, интересных встреч, событий. Такую возможность дают им дни посещения школьной библиотеки. С давних времён известны сила художественного слова, благотворность влияния книги. Библиотека МОУ Новобурейской СОШ №1  решила возродить старые традиции семейного чтения. Когда родители вместе с детьми могут поучаствовать в конкурсах, викторинах, играх, в литературных праздниках, где библиотекарь и сказочные герои предлагают путешествие в страну «Читалия».  Пусть дети и родители видят, что библиотека - совершенно удивительный, ни на что не похожий мир: мир открытий, книг и знаний. И именно от школьного библиотекаря зависит, чтобы каждый читатель-школьник нашёл свой заветный ключик от волшебного городка знаний.

Цель: привлечь внимание семьи, школы к книге и чтению учащихся как к важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и  науки, укрепления живой связи поколений.

Задачи:

Знакомство детей с лучшим литературным наследием мира; Организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.);

.Привлечение внимания учителей, родителей, к вопросам руководства детским чтением. Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учёбе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Возрождение традиций семейного чтения. Приобщение родительской              общественности к  ценностям семейного чтения.  Создание списков чтения.

Создание атмосферы доброты и творчества, игры и веселья при проведении семейных праздников.

Расширить читательский кругозор учащихся.

Создать условия для интересного общения старших и младших школьников, взрослых и детей.

Нормативно-правовое обеспечение:

         Новобурейская школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами:

ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА;

Законами Российской Федерации, включая основной закон - Конституцию Российской Федерации,

Изучает закон «Основы законодательства Российской Федерации о  культуре»,

Руководствуется законом «О библиотечном деле»,

Изучает федеральный закон «Об образовании», «Федеральной программы развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Осуществляет процессы обучения и воспитания с обогащением национального обучения и воспитания инновационно-технологическими средствами и методами обучения.

Ожидаемые  результаты:

Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;

Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;

Позиционирование и информационно-досугового центра школы;

Консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.

Сроки реализации: 2010 - 2013 гг.

План работы.

I. Оформление  книжных выставок, стендов, плакатов, газет:

Книжная выставка «Прочитали сами - прочитайте детям» + список литературы для младшего школьного возраста.

Читательская конференция «Книга для всех и на все времена» - подборка книг для семейного чтения. В подборку вошли книги Лихачева Д.С. и Лиханова А.А., книги о вечных ценностях, важных и нужных в любом возрасте. Библиотека следует принципу - не навязывать книгу, не заставлять её читать, а представить её на читательской конференции так ярко, чтобы у учащихся возникло убеждение, что эту книгу нельзя не прочитать.

Книжная выставка «Книга ищет читателя!».

Фотовыставка «Моя семья читает».

Выпуск стенгазеты «Что и как мы читаем?»

Акция «Я рекомендую!», в ходе которой учащиеся вкладывают в понравившуюся книгу закладку с личной рекомендацией. Акция проходит в течение четверти.

«Лидер чтения» - конкурс на самую читаемую книгу.

II. Мероприятия для учащихся начальной школы.

         Школьная библиотека особое значение придаёт работе с семьёй. Успех воспитания творческой личности читателя в значительной степени зависит от того, насколько тесно, библиотека сотрудничает с родителями. К сожалению, в наше время практически забыта добрая русская традиция семейных чтений, а ведь было время, когда за столом при свете лампы под абажуром собиралась вся семья. Дети и родители вместе читали, делились мыслями о прочитанном, вели дневники, спорили. Для возрождения этой традиции, развития творческих способностей детей в библиотеке МОУ Новобурейской СОШ № 1 с 2010 г. будет создан клуб семейного чтения, а также совместного творчества детей и родителей.  

         Актив библиотеки изготовит красочные пригласительные билеты в школьную библиотеку для родителей вместе с детьми, чтобы состоялся общий разговор о книге и чтении, на котором заранее будет  объявлен конкурс на лучшую читающую семью.

         Заседания клуба будут посвящены произведениям Н.Носова, Д.Родари, А.Линдгрен, С.Маршака, К.Чуковского, русским народным сказкам. Клуб позволит многим родителям лучше понять и оценить творческий потенциал своих детей, а ребятам - увидеть родителей и библиотекаря в нетрадиционной для них роли: ведущих, костюмеров, сценаристов, режиссёров.

Цикл мероприятий «Семейное чтение»:

Утренник «Путешествие в книжное царство - мудрое государство». Знакомство с библиотекой. Театрализованное представление сказочных героев. Правила пользования библиотекой и книгой. История создания книги. Конкурс загадок посвященных библиотеке, книге, письменности, читателям. 1 раз в год (приурочен к празднику «Прощание с букварём»)

Конкурс на лучшую, читающую семью «Папа, мама, я - читающая семья». Каждая семья подготовит стенд с любимыми книгами. Поделками, изделиями рукоделия. Соревнование начнётся с  конкурса «Визитная карточка», во время которого команды представят себя, девиз и эмблему команды, расскажут о своих увлечениях.

Конкурс «Знатоки сказок». На столах - иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина или другого любимого писателя. От каждой семьи на состязание вызывается один взрослый и один ребёнок. Каждый должен, взяв иллюстрацию, узнать по ней сказку, процитировать отрывок из неё или кратко изложить содержание. В конкурсе выявятся знания родителями детской литературы, умение интересно рассказать о любимой книге, желание передать свою любовь к поэзии.

Конкурс для родителей «Дайте до детства обратный билет». Взрослые должны продекламировать стихи, которые когда-то читали и заучивали наизусть сами, а теперь «дарят» своим  детям.

Конкурс «Переплётная мастерская». На столах разложены старые номера журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», ножницы, иголки с нитками, скрепки, плотная бумага. Нужно из фрагментов, вырезанных из журналов, составить законченный рассказ или сказку, наклеить фрагменты на бумагу и сшить книжку-малышку. Победа достанется той семье, которая сделает это быстрее и осмысленнее.

День семейного отдыха «В мире мудрости народной», посвящённый русскому фольклору. Две хозяюшки в русских народных костюмах встретят в этот день своих гостей, им помогают скоморохи, матрёшки. На празднике две разновозрастные команды соревнуются на лучшее исполнение частушек, скороговорок. Разгадывание загадок, пение колыбельных. За свои выступления участники получат баранки, а победитель определится по набранному количеству баранок.  Праздник завершится чаепитием.

Игра-импровизация. Известно, что дети - прирождённые артисты и любят импровизировать. Эту особенность полезно использовать для воспитания более глубокого и эмоционального чтения.  Дать задание классу подготовить игры-импровизации по сюжетам любимых книг. Для импровизации не стоит выбирать малоизвестные книги. Пусть это будут любимые литературные произведения: «Незнайка», «Три толстяка», «Чук и Гек», «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок», «Каникулы в Простоквашино» или другие, столь же любимые. Класс поделить на три отряда. К организации и проведению импровизации привлекаются родители. Несмотря на то, что роли учить не надо, подготовиться к спектаклю непросто. Прежде всего, нужно внимательно перечитать книгу, поговорить о ней, выявить особенности характеров героев, проанализировать их поступки. Найдётся работа и художникам по созданию декораций, и музыкантам, которые подберут музыкальное сопровождение, и костюмерам, и реквизиторам.

Викторина «По страницам любимых книг». Викторина - одна из распространённых игр в «вопросы и ответы» Она получила своё название от латинского слова «виктория» - «победа». Участие в викторине требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить. На викторину приглашены не только родители но и старшие сёстры и братья. Вопросы, предлагаемые малышам и старшим ребятам, должны быть совершенно разными: для маленьких попроще, для больших потруднее.

Бенефис «Супербабушка». «Придумайте книге другой конец». Игра - состязание. Дети выступят с инсценировками сказок, расскажут о своих любимых книгах, попросят бабушек придумать новый конец сказкам, узнают о их любимых героях.

Путешествие в страну Вообразилию.  Школьная библиотека не выживет, оставаясь пунктом выдачи книг. Она призвана жизнью стать эстетическим центром, где получают значимое развитие читательский вкус, творческое «я» ребёнка. А в основе любого творчества лежит воображение. 

 Для второклассников запланированно проведено путешествие творческого характера по творчеству С.Я.Маршака. Ребятам будут предложены задания, которые способствуют развитию воображения: используя сюжет сказок или стихотворений, они должны были сочинить свою сказку. В этом им окажут помощь родители, участвующие на равных началах с детьми и составляющими с ними единую команду. Творения второклассников, будут выставлены в читальном зале рядом с другими произведениями классиков детской литературы.

Викторина на ромашке «Угадай сказку!» - первоклашки «открывали» лепестки, с помощью  мамы, бабушки или па%D�хара 1983; PHPS2ывали вопросы, одну минуту обдумывали и громко сообщали ответ всем стоящим вокруг участникам. И хотя «ромашкины» вопросы формулировались по знакомым сказкам («Колобок», «Царевна-лягушка», «Золушка» и др.), задача состояла в том, чтобы найти правильный ответ методом мини-расследования, анализа и сопоставления, аналитического мышления. Мамы и бабушки, папы и дедушки активно отстаивали право стать родителем-победителем.

ІІІ. Мероприятия для учащихся  среднего и старшего школьного возраста.

Цикл мероприятий «Семейный круг».

Обзор детской литературы «Путешествие в море книг».

Дискуссия «Какой должна быть современная книга».

Беседа: «Читаем классику вслух». «Подлинно великое произведение - не мёртвое собрание типографских знаков, а живой собеседник, богатство души и ума которого неисчерпаемо» - писал Ю.Лотман. Действительно, книга, стоящая на полке, ёще не произведение, даже если её автор классик русской литературы. Книгу надо оживить, не просто прочесть, а вступить с ней в диалог. К глубокому сожалению, чтение «по программе» в школе для большинства ребят лишь скучная обязанность. На страницах учебников творчество поэта порой превращается в сборник нравоучительных прописей. А живое лицо, с человеческими слабостями и недостатками, заменяется иконописным ликом. Другая опасность - половодье популярной литературы, подменяющей творческую и личную жизнь поэта всяческими «тайнами» и «загадками», часто надуманными в угоду вкусам некоторых читателей. И здесь, на наш взгляд, семья и школьная библиотека должны выступить на первый план. Ведь задача библиотеки - пробудить внутреннюю потребность в общении с книгой, создать условия для того, чтобы дети и подростки с самыми различными интересами нашли свой путь к богатству классического наследия.

Акция «Почитай мне!». Литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, старшеклассники читают книги учащимся начальной школы.  

Классный час «Мой род - моя крепость», посвящённый теме семьи, раскрываются понятия и принципы устройства современной семьи, основанной на принципах добра и взаимопонимания, даются этимологические значения слов «Дочь, «Сын», «Чадо», «Дитя».

Читательская конференция «Книга в кругу читателей».  Конференция проходит в споре и обсуждении прочитанной книги. В данном конкретном случае для прочтения была предложена повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Повесть построена на контрастах - девочка в инвалидной коляске, Лена, живёт по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Фёдор - романтик и мечтатель. Нравственное озарение посещает юных героев. Каждый из присутствовавших мог прочитать публично отрывок из текста и обсудить проблему стоящую в нём, выразить своё отношение к главным персоналям. Родители из числа приглашённых высказали своё отношение с позиции социальной реальности затрагиваемой повестью вопросов.

Семейный праздник «Шкатулка с секретом». О взаимопонимании, любви, сердечности, о традициях семьи.

Диспут «Человек и время». Диспут посвящён актуальной проблеме связанным с нравственным выбором.  Задачи диспута - научить ребят говорить убедительно. Доказательно, а значит,  потребуются умение аргументировать, сопоставлять, логически, а иногда и критически мыслить, правильно строить свою речь. Дискутируя, учащиеся учатся слушать других, быть внимательными и корректными  в полемике. Диспут был подготовлен совместно с классным руководителем с привлечением родительской общественности. Для обсуждения темы, заранее были даны следующие вопросы: 1. Можно ли утверждать, что человечество и человек меняются так же, как меняется облик планеты? 2. Иначе ли мы мыслим и чувствуем, чем люди ХIХ века? 3. Почему для нас не устарели Пушкин и Лев Толстой, Чайковский и Моцарт? 4. В какой мере научно-технический прогресс влияет на душу человека? Опасны ли эти изменения? Библиотекарь в качестве ведущего открыл диспут вступительным словом об обновляющемся облике планеты. А вот на вопросы диспута отвечали сами участники. На вопрос: « Можно ли утверждать, что человечество и человек меняются так же, как меняется облик планеты?» - учащиеся отвечали утвердительно, приводили в пример конкретные примеры изменения нашей планеты, ссылаясь на книги, публикации в периодической печати. Говорили и о том, что меняется и внешний облик человека, меняется даже понятие красоты. Постепенно перешли к духовным ценностям человечества. Возник вопрос: «Являются ли душевные изменения, происходящие подчас в человеке, признаком прогресса?» В процессе беседы разговор перешёл на духовные и вечные ценности, девальвация которых недопустима ни при каких условиях.  Спор разгорелся вокруг понятий добра, чести, мужества, патриотизма, которые, по мнению участников диспута, должны быть присущи людям всех времён. В ходе диспута, библиотекарь провёл обзор книжных выставок, и читательских отзывов и рецензий. При подведении итогов обсуждения на помощь библиотекарю привлекается взрослый участник из родительского сообщества. Классный руководитель используется в качестве организатора проведения диспута, назначения времени и места проведения, приглашения родителей принять активное участие.

17 мая - Международный день семьи. Увлекательное семейное соревнование «Вместе не страшны и тучи».

Конкурс плаката «Моя семья читает!»

Взаимодействие школьной библиотеки  с педагогическим коллективом.

Особое внимание школьная библиотека уделяет педагогам - посредникам между ребёнком и книгой. Несомненно, что им необходимы знание детской литературы и психологии школьников, способность понимать художественное произведение и анализировать его. Только в таком случае можно рассчитывать на сотрудничество с ними в процессе воспитания ребёнка как читателя. Для педагогов библиотекарь подбирает литературу по разным возрастным группам, по педагогике и психологии.

Привлечение учителей к проведению литературных праздников.

Информирование педагогов о новых поступлениях – по мере поступления.

«Чтение подростка и современный мир». По материалам всероссийского социологического исследования. Заседание учителей литературы в школьной библиотеке.

«Копилка опыта» - обзор методических публикаций и разработок по проведению семейного отдыха для классных руководителей.

Анкетирование «В десятку!». По итогам анкетирования оформить подборку из ответов учителей:

Назовите 5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые полезно прочитать учителям;

Назовите 5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые вы советуете прочитать школьникам;

Назовите 5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые Вы советуете прочитать родителям.

 Взаимодействие школьной библиотеки  с методическим объединением школьных библиотекарей Бурейского района.

         На семинарах методического объединения школьных библиотекарей Бурейского района происходит систематическое изучение и обобщение  передового библиотечного опыта. Семейному чтению, развитию кругозора учащихся, уделяется особое внимание.

Основные направления работы МО библиотекарей:

1. Обмен методической литературой по материалам прошлых лет: «Из опыта работы».

2. Опыт работы с периодикой, злободневность сегодняшнего дня.

3. Организован межбиблиотечный обмен учебной и художественной  литературы.

Встречи с коллегами детских и муниципальных библиотек Бурейского района по вопросам семейного чтения. Обмен опыта работы, составление плана совместных мероприятий. Организация межбиблиотечного обмена литературой.

Взаимодействие школьной библиотеки с родительским сообществом.

         Для привлечения в библиотеку родительского сообщества будет составлена программа литературного и библиотечно-библиографического просвещения, включашуя консультации по руководству чтением детей, по их физическому и эстетическому воспитанию, пропаганду книжного фонда, сообщения родителям о том, что читают дети и как они читают, привлечение родителей с детьми к участию в мероприятиях, подбор книг и статей. Выступления на родительских собраниях проходят как вечера-встречи, на которых библиотекарь проводит обзоры литературы: «Мудрость воспитания», «Возраст вечности и терпеливости». Вечера обогащают родителей знаниями о своём ребёнке, его увлечениях, круге чтения.

Беседа «С книгой по жизни». О роли книги в период становления личности, ценностные ориентиры.

Беседа «Детское чтение для сердца и разума».

Беседа «Роль семейного чтения». По схеме: семья - школа - библиотека - семья. Школа и семья - предмет особого внимания школьной библиотеки. Помочь маленьким гражданам России принять для себя книгу как друга, советчика, помощника, потянуться к ней сердцем, ощутить её богатство, которому нет цены, - главная задача не только библиотеки, но и семьи ребёнка. Для тех родителей, которым не безразлично гармоничное развитие их детей библиотека составляет списки «Семейного чтения».

Беседа «Мир начинается с детства». Чем раньше соприкоснётся маленький челов