БИБЛИОТЕКИ
МОУ НОВОБУРЕЙСКОЙ СОШ № 1
ТЕМА: «ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»
Актуальность темы:
Школьное детство - это маленький островок, где каждый прожитый день наполнен необычайными тайнами и загадками. И мечта маленького жителя такого острова - окунуться в чарующий мир приключений, интересных встреч, событий. Такую возможность дают им дни посещения школьной библиотеки. С давних времён известны сила художественного слова, благотворность влияния книги. Библиотека МОУ Новобурейской СОШ №1 решила возродить старые традиции семейного чтения. Когда родители вместе с детьми могут поучаствовать в конкурсах, викторинах, играх, в литературных праздниках, где библиотекарь и сказочные герои предлагают путешествие в страну «Читалия». Пусть дети и родители видят, что библиотека - совершенно удивительный, ни на что не похожий мир: мир открытий, книг и знаний. И именно от школьного библиотекаря зависит, чтобы каждый читатель-школьник нашёл свой заветный ключик от волшебного городка знаний.
Цель: привлечь внимание семьи, школы к книге и чтению учащихся как к важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений.
Задачи:
Знакомство детей с лучшим литературным
наследием мира; Организация информационной
подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения,
критического анализа и самостоятельного использования информации для
удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний,
досуг и т.п.);
.Привлечение внимания учителей, родителей,
к вопросам руководства детским чтением. Интеграция
усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области
приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление
у школьников потребности и привычки к чтению, учёбе и пользованию библиотеками
на протяжении всей жизни.
Возрождение традиций семейного чтения. Приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения. Создание списков
чтения.
Создание атмосферы доброты и творчества,
игры и веселья при проведении семейных праздников.
Расширить читательский кругозор учащихся.
Создать условия для интересного общения
старших и младших школьников, взрослых и детей.
Нормативно-правовое
обеспечение:
Новобурейская школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами:
ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА;
Законами Российской Федерации, включая основной закон - Конституцию Российской Федерации,
Изучает закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»,
Руководствуется законом «О библиотечном деле»,
Изучает федеральный закон «Об образовании», «Федеральной программы развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Осуществляет процессы обучения и воспитания с
обогащением национального обучения и воспитания инновационно-технологическими
средствами и методами обучения.
Ожидаемые
результаты:
Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;
Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
Позиционирование и информационно-досугового центра школы;
Консолидация усилий школьных коллективов, родителей,
специалистов книжного дела, творческих союзов, представителей местной
администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
Сроки реализации: 2010 - 2013 гг.
План работы.
I. Оформление книжных выставок, стендов, плакатов, газет:
Книжная выставка «Прочитали сами - прочитайте детям» + список литературы для младшего школьного возраста.
Читательская конференция «Книга для всех и на все времена» - подборка книг для семейного чтения. В подборку вошли книги Лихачева Д.С. и Лиханова А.А., книги о вечных ценностях, важных и нужных в любом возрасте. Библиотека следует принципу - не навязывать книгу, не заставлять её читать, а представить её на читательской конференции так ярко, чтобы у учащихся возникло убеждение, что эту книгу нельзя не прочитать.
Книжная выставка «Книга ищет читателя!».
Фотовыставка «Моя семья читает».
Выпуск стенгазеты «Что и как мы читаем?»
Акция «Я рекомендую!», в ходе которой учащиеся вкладывают в понравившуюся книгу закладку с личной рекомендацией. Акция проходит в течение четверти.
«Лидер чтения» - конкурс на самую читаемую книгу.
II. Мероприятия для учащихся начальной школы.
Школьная библиотека особое значение придаёт
работе с семьёй. Успех воспитания творческой личности читателя в значительной
степени зависит от того, насколько тесно, библиотека сотрудничает с родителями.
К сожалению, в наше время практически забыта добрая русская традиция семейных
чтений, а ведь было время, когда за столом при свете лампы под абажуром
собиралась вся семья. Дети и родители вместе читали, делились мыслями о
прочитанном, вели дневники, спорили. Для возрождения этой традиции, развития
творческих способностей детей в библиотеке МОУ Новобурейской СОШ № 1 с
Актив библиотеки изготовит красочные пригласительные билеты в школьную библиотеку для родителей вместе с детьми, чтобы состоялся общий разговор о книге и чтении, на котором заранее будет объявлен конкурс на лучшую читающую семью.
Заседания клуба будут посвящены произведениям Н.Носова, Д.Родари, А.Линдгрен, С.Маршака, К.Чуковского, русским народным сказкам. Клуб позволит многим родителям лучше понять и оценить творческий потенциал своих детей, а ребятам - увидеть родителей и библиотекаря в нетрадиционной для них роли: ведущих, костюмеров, сценаристов, режиссёров.
Цикл мероприятий «Семейное чтение»:
Утренник «Путешествие в книжное царство - мудрое государство». Знакомство с библиотекой. Театрализованное представление сказочных героев. Правила пользования библиотекой и книгой. История создания книги. Конкурс загадок посвященных библиотеке, книге, письменности, читателям. 1 раз в год (приурочен к празднику «Прощание с букварём»)
Конкурс на лучшую, читающую семью «Папа, мама, я - читающая семья». Каждая семья подготовит стенд с любимыми книгами. Поделками, изделиями рукоделия. Соревнование начнётся с конкурса «Визитная карточка», во время которого команды представят себя, девиз и эмблему команды, расскажут о своих увлечениях.
Конкурс «Знатоки сказок». На столах - иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина или другого любимого писателя. От каждой семьи на состязание вызывается один взрослый и один ребёнок. Каждый должен, взяв иллюстрацию, узнать по ней сказку, процитировать отрывок из неё или кратко изложить содержание. В конкурсе выявятся знания родителями детской литературы, умение интересно рассказать о любимой книге, желание передать свою любовь к поэзии.
Конкурс для родителей «Дайте до детства обратный билет». Взрослые должны продекламировать стихи, которые когда-то читали и заучивали наизусть сами, а теперь «дарят» своим детям.
Конкурс «Переплётная мастерская». На столах разложены старые номера журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», ножницы, иголки с нитками, скрепки, плотная бумага. Нужно из фрагментов, вырезанных из журналов, составить законченный рассказ или сказку, наклеить фрагменты на бумагу и сшить книжку-малышку. Победа достанется той семье, которая сделает это быстрее и осмысленнее.
День семейного отдыха «В мире мудрости народной», посвящённый русскому фольклору. Две хозяюшки в русских народных костюмах встретят в этот день своих гостей, им помогают скоморохи, матрёшки. На празднике две разновозрастные команды соревнуются на лучшее исполнение частушек, скороговорок. Разгадывание загадок, пение колыбельных. За свои выступления участники получат баранки, а победитель определится по набранному количеству баранок. Праздник завершится чаепитием.
Игра-импровизация. Известно, что дети - прирождённые артисты и любят импровизировать. Эту особенность полезно использовать для воспитания более глубокого и эмоционального чтения. Дать задание классу подготовить игры-импровизации по сюжетам любимых книг. Для импровизации не стоит выбирать малоизвестные книги. Пусть это будут любимые литературные произведения: «Незнайка», «Три толстяка», «Чук и Гек», «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок», «Каникулы в Простоквашино» или другие, столь же любимые. Класс поделить на три отряда. К организации и проведению импровизации привлекаются родители. Несмотря на то, что роли учить не надо, подготовиться к спектаклю непросто. Прежде всего, нужно внимательно перечитать книгу, поговорить о ней, выявить особенности характеров героев, проанализировать их поступки. Найдётся работа и художникам по созданию декораций, и музыкантам, которые подберут музыкальное сопровождение, и костюмерам, и реквизиторам.
Викторина «По страницам любимых книг». Викторина - одна из распространённых игр в «вопросы и ответы» Она получила своё название от латинского слова «виктория» - «победа». Участие в викторине требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить. На викторину приглашены не только родители но и старшие сёстры и братья. Вопросы, предлагаемые малышам и старшим ребятам, должны быть совершенно разными: для маленьких попроще, для больших потруднее.
Бенефис «Супербабушка». «Придумайте книге другой конец». Игра - состязание. Дети выступят с инсценировками сказок, расскажут о своих любимых книгах, попросят бабушек придумать новый конец сказкам, узнают о их любимых героях.
Путешествие в страну
Вообразилию. Школьная библиотека не выживет, оставаясь
пунктом выдачи книг. Она призвана жизнью стать эстетическим центром, где
получают значимое развитие читательский вкус, творческое «я» ребёнка. А в
основе любого творчества лежит воображение.
Для второклассников запланированно проведено путешествие творческого характера по творчеству С.Я.Маршака. Ребятам будут предложены задания, которые способствуют развитию воображения: используя сюжет сказок или стихотворений, они должны были сочинить свою сказку. В этом им окажут помощь родители, участвующие на равных началах с детьми и составляющими с ними единую команду. Творения второклассников, будут выставлены в читальном зале рядом с другими произведениями классиков детской литературы.
Викторина на ромашке «Угадай сказку!» - первоклашки «открывали» лепестки, с помощью мамы, бабушки или па%D�хара 1983; PHPS2ывали вопросы, одну минуту обдумывали и громко сообщали ответ всем стоящим вокруг участникам. И хотя «ромашкины» вопросы формулировались по знакомым сказкам («Колобок», «Царевна-лягушка», «Золушка» и др.), задача состояла в том, чтобы найти правильный ответ методом мини-расследования, анализа и сопоставления, аналитического мышления. Мамы и бабушки, папы и дедушки активно отстаивали право стать родителем-победителем.
ІІІ. Мероприятия для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цикл мероприятий «Семейный круг».
Обзор детской литературы «Путешествие в море книг».
Дискуссия «Какой должна быть современная книга».
Беседа: «Читаем классику вслух». «Подлинно великое произведение - не мёртвое собрание типографских знаков, а живой собеседник, богатство души и ума которого неисчерпаемо» - писал Ю.Лотман. Действительно, книга, стоящая на полке, ёще не произведение, даже если её автор классик русской литературы. Книгу надо оживить, не просто прочесть, а вступить с ней в диалог. К глубокому сожалению, чтение «по программе» в школе для большинства ребят лишь скучная обязанность. На страницах учебников творчество поэта порой превращается в сборник нравоучительных прописей. А живое лицо, с человеческими слабостями и недостатками, заменяется иконописным ликом. Другая опасность - половодье популярной литературы, подменяющей творческую и личную жизнь поэта всяческими «тайнами» и «загадками», часто надуманными в угоду вкусам некоторых читателей. И здесь, на наш взгляд, семья и школьная библиотека должны выступить на первый план. Ведь задача библиотеки - пробудить внутреннюю потребность в общении с книгой, создать условия для того, чтобы дети и подростки с самыми различными интересами нашли свой путь к богатству классического наследия.
Акция «Почитай мне!». Литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, старшеклассники читают книги учащимся начальной школы.
Классный час «Мой род - моя крепость», посвящённый теме семьи, раскрываются понятия и принципы устройства современной семьи, основанной на принципах добра и взаимопонимания, даются этимологические значения слов «Дочь, «Сын», «Чадо», «Дитя».
Читательская конференция «Книга в кругу читателей». Конференция проходит в споре и обсуждении прочитанной книги. В данном конкретном случае для прочтения была предложена повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Повесть построена на контрастах - девочка в инвалидной коляске, Лена, живёт по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Фёдор - романтик и мечтатель. Нравственное озарение посещает юных героев. Каждый из присутствовавших мог прочитать публично отрывок из текста и обсудить проблему стоящую в нём, выразить своё отношение к главным персоналям. Родители из числа приглашённых высказали своё отношение с позиции социальной реальности затрагиваемой повестью вопросов.
Семейный праздник «Шкатулка с секретом». О взаимопонимании, любви, сердечности, о традициях семьи.
Диспут «Человек и время». Диспут посвящён актуальной проблеме связанным с нравственным выбором. Задачи диспута - научить ребят говорить убедительно. Доказательно, а значит, потребуются умение аргументировать, сопоставлять, логически, а иногда и критически мыслить, правильно строить свою речь. Дискутируя, учащиеся учатся слушать других, быть внимательными и корректными в полемике. Диспут был подготовлен совместно с классным руководителем с привлечением родительской общественности. Для обсуждения темы, заранее были даны следующие вопросы: 1. Можно ли утверждать, что человечество и человек меняются так же, как меняется облик планеты? 2. Иначе ли мы мыслим и чувствуем, чем люди ХIХ века? 3. Почему для нас не устарели Пушкин и Лев Толстой, Чайковский и Моцарт? 4. В какой мере научно-технический прогресс влияет на душу человека? Опасны ли эти изменения? Библиотекарь в качестве ведущего открыл диспут вступительным словом об обновляющемся облике планеты. А вот на вопросы диспута отвечали сами участники. На вопрос: « Можно ли утверждать, что человечество и человек меняются так же, как меняется облик планеты?» - учащиеся отвечали утвердительно, приводили в пример конкретные примеры изменения нашей планеты, ссылаясь на книги, публикации в периодической печати. Говорили и о том, что меняется и внешний облик человека, меняется даже понятие красоты. Постепенно перешли к духовным ценностям человечества. Возник вопрос: «Являются ли душевные изменения, происходящие подчас в человеке, признаком прогресса?» В процессе беседы разговор перешёл на духовные и вечные ценности, девальвация которых недопустима ни при каких условиях. Спор разгорелся вокруг понятий добра, чести, мужества, патриотизма, которые, по мнению участников диспута, должны быть присущи людям всех времён. В ходе диспута, библиотекарь провёл обзор книжных выставок, и читательских отзывов и рецензий. При подведении итогов обсуждения на помощь библиотекарю привлекается взрослый участник из родительского сообщества. Классный руководитель используется в качестве организатора проведения диспута, назначения времени и места проведения, приглашения родителей принять активное участие.
17 мая - Международный день семьи. Увлекательное семейное соревнование «Вместе не страшны и тучи».
Конкурс плаката «Моя семья
читает!»
Взаимодействие школьной библиотеки с педагогическим коллективом.
Особое внимание школьная библиотека уделяет педагогам - посредникам между ребёнком и книгой. Несомненно, что им необходимы знание детской литературы и психологии школьников, способность понимать художественное произведение и анализировать его. Только в таком случае можно рассчитывать на сотрудничество с ними в процессе воспитания ребёнка как читателя. Для педагогов библиотекарь подбирает литературу по разным возрастным группам, по педагогике и психологии.
Привлечение учителей к проведению литературных праздников.
Информирование педагогов о новых поступлениях – по мере поступления.
«Чтение подростка и современный мир». По материалам всероссийского социологического исследования. Заседание учителей литературы в школьной библиотеке.
«Копилка опыта» - обзор методических публикаций и разработок по проведению семейного отдыха для классных руководителей.
Анкетирование «В десятку!». По итогам анкетирования оформить подборку из ответов учителей:
Назовите 5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые полезно прочитать учителям;
Назовите 5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые вы советуете прочитать школьникам;
Назовите
5 книг (художественных, научно-популярных), изданных в последнее время, которые Вы советуете прочитать родителям.
Взаимодействие школьной библиотеки с методическим объединением школьных библиотекарей Бурейского района.
На семинарах методического объединения школьных библиотекарей Бурейского района происходит систематическое изучение и обобщение передового библиотечного опыта. Семейному чтению, развитию кругозора учащихся, уделяется особое внимание.
Основные направления работы МО библиотекарей:
1. Обмен методической литературой по материалам прошлых лет: «Из опыта работы».
2. Опыт работы с периодикой, злободневность сегодняшнего дня.
3. Организован межбиблиотечный обмен учебной и художественной литературы.
Встречи с коллегами детских и
муниципальных библиотек Бурейского
района по вопросам семейного чтения. Обмен опыта работы, составление плана
совместных мероприятий. Организация межбиблиотечного обмена литературой.
Взаимодействие школьной библиотеки с родительским сообществом.
Для привлечения в библиотеку родительского сообщества будет составлена программа литературного и библиотечно-библиографического просвещения, включашуя консультации по руководству чтением детей, по их физическому и эстетическому воспитанию, пропаганду книжного фонда, сообщения родителям о том, что читают дети и как они читают, привлечение родителей с детьми к участию в мероприятиях, подбор книг и статей. Выступления на родительских собраниях проходят как вечера-встречи, на которых библиотекарь проводит обзоры литературы: «Мудрость воспитания», «Возраст вечности и терпеливости». Вечера обогащают родителей знаниями о своём ребёнке, его увлечениях, круге чтения.
Беседа «С книгой по жизни». О роли книги в период становления личности, ценностные ориентиры.
Беседа «Детское чтение для сердца и разума».
Беседа «Роль семейного чтения». По схеме: семья - школа - библиотека - семья. Школа и семья - предмет особого внимания школьной библиотеки. Помочь маленьким гражданам России принять для себя книгу как друга, советчика, помощника, потянуться к ней сердцем, ощутить её богатство, которому нет цены, - главная задача не только библиотеки, но и семьи ребёнка. Для тех родителей, которым не безразлично гармоничное развитие их детей библиотека составляет списки «Семейного чтения».
Беседа «Мир начинается с детства». Чем раньше соприкоснётся маленький челов