Как развивать ответственность
Советы родителям:
Пусть то, что
вы говорите, будет сформулировано ПОЗИТИВНО
Замечайте
случаи, когда вы отрицательно сформулировали то, что можно было сформулировать
положительно. Давая обещание, формулируйте его в позитивной форме, говоря о возможностях, нежели чем о последствиях, которые обычно воспринимаются как
наказания. Отметьте разницу между тем, как воспринимаются на слух следующие
две фразы: «Как только
окончишь свою работу, можешь идти» (возможность,
положительное по форме высказывание) и «Если
не сделаешь работу, никуда не пойдешь» (то
же самое сообщение, сформулированное отрицательно).
Предлагайте
ВЫБОР
Выбор помогает
расти. Выбор может быть ограничен, но чем скорее молодой человек начнет делать
выбор, тем более ответственной личностью он станет. Если подросток не помогает
по хозяйству или не выполняет свои обязанности, увеличьте число возможностей,
чтобы у ребенка было больше выбора. Выбор дает чувство обладания, которое
является залогом изменения в поведении.
Во
взаимоотношениях более важно не потерять, нежели выиграть. Когда у человека
есть выбор, он ничего не теряет. У вашего ребенка есть желание обладать
властью, иметь контроль. Предлагайте разумный выбор.
Выбор бывает
сознательным и бессознательным (привычным). У человека всегда есть возможность
выбора – будь это ситуация, стимул или побуждение. Учите мышлению «сначала
выбор – потом ответ». Не принимайте оправданий, характерных для позиции жертвы,
которые препятствуют развитию ответственности, напр.: «Он меня заставил это
сделать». «Я не смог себя проконтролировать». «У меня не было другого выбор».
Исследуйте возможности.
Поощряйте
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Размышления
способствуют росту и развитию ответственности. Задавайте оценочные вопросы –
те, которые заставляют размышлять. Вот несколько примеров таких вопросов,
которые приводят к изменениям в поведении:
(1) «Чего ты хочешь?»
(2) «Что ты сделаешь (какие конкретные
шаги предпримешь), чтобы воплотить свой план?»
Избегайте вопросов,
начинающихся со слова «Почему?»; они заставляют подростка оправдываться,
становиться на позицию жертвы, избегать ответственности. Кроме того, молодые
люди часто не знают или им трудно обосновать, почему они делают то, что делают.
Ограничивайте
свое «говорение». Это требует постоянного внимания. Хотя ваши слова могут
помочь,они воспринимаются как критика. «Говорение» посылает негативные
сообщения – особенно подросткам – что они недостаточно хороши.
Обратите внимание:
Когда вы говорите с подростком, кто из вас думает?
Когда вы спрашиваете,
кто из вас думает?
Стремитесь
понять. Слушайте своего ребенка – без своих комментариев. Будьте любопытными – вместо того, чтобы быть осуждающими.
Развитие привычки слушать с целью понимания может трансформировать
взаимоотношения.
Избегайте слушать в предвкушении того, что ваш ребенок скажет то,
что вы сами думаете. Это плохая привычка будет заставлять вас его прерывать. Слушайте и учитесь. Вашему
ребенку хочется признания. Родитель, умеющий слушать, выражает свое признание.
Кроме того, ваше слушание может стать моделью для подростков, которые не умеют
внимательно слушать.
«Закусите
губу» - хоть это и
чрезвычайно трудно для родителей, но это наивернейший способ улучшить общение.
Выражайте свои нужды. Дайте своему ребенку
возможность помочь вам. Когда дети учатся отдавать, они растут. «Мне
нужна твоя помощь в этом
деле». «Мне нужно отдохнуть
в тишине». «Мне нужна помощь
в приготовлении ужина»
Выражайте
признательность, а не хвалите. Просто утверждайте свою признательность /
признание. Фраза: «Вижу, ты
заправил свою кровать» склоняет
к размышлениям и воспитывает чувство компетентности, что приводит к росту. И
наоборот, фраза «Я так
горжусь тобой, когда ты заправляешь кровать» способствует тому, что решения
будут приниматься из тех соображений, чтобы вам
угодить. Развитие ответственности, а не угодливости лучше для вашего
ребенка.
Вознаграждения
не мотивируют молодых людей на ответственность. Они просто меняют мотивацию– от
мышления деятеля – к мышлению взяточника. Сообщите своему ребенку, что вы ждете от него ответственного поведения.
Общество не вознаграждает за ожидаемые стандарты поведения. Кроме того, система
наград не проходит важнейшего испытания: «Что я получу, если никто не видит,
что я это делаю?»
Вы можете, не
наказывая, использовать свою власть и быть строгими, предлагая выбор. Помогите
ребенку осознать, что ваша цель – не наказать его, а воспитать его
ответственным. Однако, если наказание необходимо – извлекайте это решение из
подростка, а не налагайте его сами. Таким образом, подросток будет учиться
отвечать за последствия своих действий.