Девять
заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой.
«Всегда остаётся то,что тобой самим
Передумано и перечувствовано
Во время чтения книги и по поводу книги.
Ползать глазами по буквам, да словам,
Да страницам – не чтение. Видеть да
Запоминать – это тоже ещё не чтение.
Надо переживать – надо чувствовать,
Одевать чужие слова в плоть и кровь так,
Чтобы они становились как бы самой жизнью».
Н.А.Рубакин
Заповедь 1. Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. А закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.
Заповедь 2. При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано в книге.
Заповедь 3. Во время чтения постарайся представить себе и обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно (используя книги-справочники, иллюстрации, прочитанное ранее).
Заповедь 4. Читая, старайся всё непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись, прежде всего, найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.
Заповедь 5. Большую (объёмную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).
Заповедь 6. Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только часть её, старайся припомнить и обдумать только что прочитанное:
- Что запомнилось тебе,
- Что взволновало тебя,
- Что заставило затаить дыхание,
- Что испугало тебя,
- Что обрадовало тебя,
- Что рассердило тебя,
- Что разозлило тебя при чтении.
Заповедь 7. Привыкай сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.
Заповедь 8. После прочтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.
Заповедь 9. завершив работу с книгой, дочитав её до конца (и прежде чем подумать о другой (следующей) книге для себя), бывает очень полезно перед расставанием с книгой:
- ещё раз подумать над содержанием прочитанного в целом;
- воспроизвести в памяти образы героев книги и постораться определить (для себя), хороша ли книга и чем именно хороша;
- перечислить эти хорошие стороны, чтобы потом уметь порекомендовать её другому читателю.