• Начните присматриваться к способностям и
склонностям своего ребенка как можно раньше, начиная со средней ступени
обучения. Понаблюдайте за его хобби, увлечениями, общением со сверстниками.
Пообщайтесь с учителями не столько об успеваемости (хорошие оценки далеко не
всегда свидетельствуют о склонностях к предмету), сколько о том, как ребенок
воспринимает тот или иной предмет, насколько активно и творчески он работает.
• Постарайтесь отвлечься от своих собственных
убеждений о том, какая профессия подходит Вашему сыну или дочери, и посмотреть
на ситуацию максимально объективно. Дайте им возможность проявить собственную
позицию и самостоятельность в этом первом, по сути, важном жизненном решении.
Это, однако, не означает, Это, однако, не означает, что Вы совершенно не
принимаете участия в процессе профессионального самоопределения. Ведь у Вас
больше жизненного опыта и больше информации о профессиях, о современной
ситуации вообще. Помощь взрослых (родителей, учителей, психологов) в выборе
профессии является не определяющей, а направляющей.
• Распространены случаи, когда у ребенка есть
несколько вариантов выбора профессии, много увлечений, склонностей,
способностей. Как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне ещё
и петь охота». В этом случае может оказаться полезной помощь профессионалов –
психологов-профконсультантов. Они помогут не только уточнить профессиональные
интересы, склонности, способности, но и простроить перспективы каждой
профессии. Оптимальный период для первого обращения к специалисту – окончание
8-го класса-начало 9-го.
• Активно (и вместе с ребенком!) собирайте
информацию о рынке труда, учебных заведениях. В этом могут помочь Дни Открытых
Дверей в учебных заведениях, ежегодно выпускаемые справочники, журналы «Куда
пойти учиться», «Обучение и карьера» и др.