Тема: Католическая церковь в борьбе с еретиками. Цель: показать причины распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжить формирование общеучебных и предметных умений. План 1. «Наместник Христа». 2. Опаснейшая из всех угроз. 3. Церковь в борьбе с ересями. 4. «Ликующие в Господе». 5. «Псы Господни» Изучение новой темы. Запись в тетрадь: Число, дата, тема. Мы продолжаем изучать историю усиления Католической церкви. На прошлом уроке мы свами познакомились с личностью папы Григория VII и узнали о его значительных успехах в борьбе с императором. Однако наивысшего могущества среди пап достиг Иннокентий III, назвавший себя «Наместником Христа» см. 175 стр. Портрет Иннокентия III 1. «Наместник Христа». Папа Иннокентий III (1198-1216) его главенство было признано всеми императорами Европы, организатор крестовых походов против неверных и еретиков, реформатор церкви Издал 6000 булл Булла - изданная папой или государем грамота, скреплённая особой печатью. Папа Инокентий III был искуссным дипломатом , умело использовался анафемой и интердиктами. ИНТЕРДИКТ (от лат. interdictum — запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11-12 вв. В его правление под отлучением побывали три самых могущественных монарха Западной Европы: германский император, король Франции и король Англии. 2. Опаснейшая из всех угроз. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что каждый человек от рождения принадлежит к определенному сословию. Сословия – большие группы людей, обладающие одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. Оно должно было молиться, «заступаться перед богом» за грешников. Все светские феодалы составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, то есть прав, которыми обладали только они. Нередко их освобождали от уплаты налогов королю. Все остальное население позже составило третье сословие. Его обязанностью было своим трудом содержать два высших сословия. Христианская мораль предписывала каждому человеку «соблюдать свое место в жизни». Она требовала выполнять правила поведения, обозначенные в Библии: не убивай, не кради, почитай отца и мать своих, возлюби ближнего, как самого себя, относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе, и другие. Эти правила выполняли не все верующие христиане. Но все же учение церкви смягчало жестокие нравы и благоприятно влияло на часть людей того времени. Образцом, на кого следует равняться, считался святой, чаще всего монах, который отрекся от земных забот и соблазнов. Святой, как правило, был нищим – поскольку считалось, что владение имуществом отвлекает от забот о спасении души, порождает жадность и вражду. «Презирай богатства земные, – говорил один церковный деятель, – чтобы ты мог обрести богатства небесные». Церковь призывала добрыми делами спасти от ада свою душу и заслужить место в раю, например, помогать нищим, больным, калекам. Короли и знатные феодалы содержали при дворах множество нищих, раздавали им мелкие деньги, подкармливали, но никто не пытался изменить их положение. В целом погоню за богатством христианская мораль не одобряла; ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Против чего выступали еретики Как ни сильна была церковь, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, выступавших против ее учения. Таких людей духовенство называло еретиками (еретик в переводе с греческого означает «отступник»). 1.Еретики утверждали, что церковь «испорчена»; 2.папу они называли наместником дьявола, а не Бога. 3. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. 4. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. 5. Единственным источником веры для них было Евангелие с его идеей «апостольской бедности». 6. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным и жили за счет подаяний. 7. Многие еретики защищали крестьян и бедняков. Они выступали против феодальных повинностей и налогов, призывали «жить трудом рук своих». 8. Некоторые даже требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе. 9. Были среди них и такие, кто предсказывал, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости» или «царство Божье на земле». В борьбе еретиков выражался протест горожан, крестьян, бедняков против феодальных порядков и господствующей церкви. Таким образом, главной угрозой для церкви стали в это время еретики. 3. Церковь в борьбе с ересями. ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск), в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Церковь в борьбе с ересями. 4. «Ликующие в Господе» стр.179. Почему возникли нищенствующие ордена? (искали свой собственный путь к Богу, не критиковали церковь и поэтому не вызывали у её служителей лютой ненависти) Франциский монашеский орден 5.«Псы Господни» Святой Доминик де Гусман (1170-1221) Доминиканское монашеское братство создано для борьбы с ересями. Домашнее задание: §вопросы и задания к нему
|