Цель урока: сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий.
Новые понятия: таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав.
I. Текущий контроль знаний и умений:
1. Какие обстоятельства повлияли на образование городов?
2. Что способствовало выделению ремесла?
3. Что способствовало развитию ремесленного производства?
4. Что представляла собой цеховая лестница?
5. Какую роль играли цехи и гильдии в жизни города?
6. Что первоначально означало слово «ярмарка»?
7. Какое наказание мог применить к ремесленнику цех?
8. Назовите достоинства цеховой организации и ее недостатки.
План изучения нового материала:
1. «Вне Церкви нет спасения».
2. Испытание богатством.
3. Разделение Церквей.
4. Папа против императора.
Объяснение нового материала.
1. «Вне Церкви нет спасения».
В раннее Средневековье Католической церкви удалось добиться почти безграничного господства над душами необразованных людей. В ряду главных путей к спасению души являлось соблюдение семи таинств, а также индульгенции, паломничества, верность заповедям Христа и пожертвования.
Во всём этом нам необходимо сегодня разобраться.
Итак, люди Средневековья твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало – сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. На сей раз Иисус явится к людям не как искупитель их грехов, а как грозный судия.
Церковь учила, что спасение невозможно без соблюдения семи таинств – особых обрядов, выполняемых священником.
Рассмотрите рисунок «Ад» на стр. 154
• Что изображено на рисунке? (сатана, черти, сцена страшного суда)
• Почему выбран такой сюжет для помещения, где совершается обряд крещения? ( для устрашения, что бы люди боялись возмездия)
Таинства сопровождали человека всю жизнь:
1. Обряд крещения: новорожденного крестили,
2. детей постарше укрепляли в вере с помощью конформации.
КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio — утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.
3. Таинство брака создавало новую семью
4. Умирающего соборовали, готовя их к встрече с Богом
5. Таинство причастия напоминало верующим о жертве, принесённой Христом во спасение людей.
6. Таинство покаяния, через исповедь, раскаявшийся получал через священника отпущение грехов от Бога.
7. Таинство посвящения в духовный сан. Только после него священник, мог сам совершать таинства и другие обряды.
Таким образом, священник и в целом вся Католическая церковь оказались необходимым посредником между человеком и Богом.
Считалось что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот – индульгенций (лат. «милость»).
Церковь призывала добрыми делами спасти от ада свою душу и заслужить место в раю. Купив индульгенцию (а стоила она не дёшево) верующие продвигались на пути к спасению. Этому так же помогали пожертвования в пользу церкви, совершение паломничества к знаменитым святыням христианства: ко гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим, к гробнице Святого Иакова в испанский город Сантьяго.
2. Испытание богатством.
Таким образом, в эпоху Средневековья в руках церкви сосредотачивались огромные богатства
Давайте выпишем в тетрадь источники приумножения богатств Церкви:
Стр.155 -156
1. Земельные пожалования богатых сеньоров: треть всех обрабатываемых земель принадлежала церкви.
2. Драгоценные предметы культа;
3. Посильный дар (бедняки);
4. Завещания: бездетные люди завещали своё имущество церкви;
5. Десятина – церковный налог;
6. Выполнение церковных обрядов за деньги;
7. Торговля индульгенциями.
Епископы и аббаты были рачительными хозяевами. Они умело приумножали свои богатства, совершали обмены, покупки, вводили передовые методы обработки земли, добивались высоких урожаев.
Церковные богатства вызывали зависть, в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На церковные должности, приносившие немалый доход, они ставили своих родственников, друзей, продавали эти должности, требовали от служителей церкви полной покорности.
Добиться этого было легко, т.к. влияние церкви заметно снизилось:
1.церковные правила и монашеские уставы не выполнялись.
2. Служители церкви вели светский образ жизни (пировали и развлекались). Тот, кто купил церковную должность, с целью получать с неё доход, не собирался проводить свои дни в посте и молитвах.
Не лучше дела обстояли и в Риме. Папы зависели от своих императоров. Императоры, на папский престол, садили угодных им людей, в результате церковь становилась игрушкой в руках римской знати.
В Х веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Самым известным из них было аббатство Клюни в Бургундии, на востоке Франции.
Клюнийцы требовали реформы церкви:
1. Освобождение церкви от власти любого светского лица
2. Установить жесткую дисциплину в церкви
3. Строго соблюдать правила и уставы церковной жизни
Клюинцы стремились вернуть былой авторитет церкви, настаивая на проведении реформы они надеялись преобразовать весь мир.
3. Разделение Церквей.
Причины и условия:
• Соперничество в деле обращения в христианство славянских народов
• Догматические различия
• Различия в обрядах и церковной организации
• Остро стоял вопрос и о первенстве во власти: кто наделён высшей церковной властью – папа римский или патриарх Константинопальский
раскол христианской церкви
1054 г.
нежелание каждой христианской Церкви пойти на компромисс привело к
Западная
Римско –католическая церковь
Восточная Православная церковь
Константинополь
4. Папа против императора.
В ХI века, благодаря клюнийскому движению , произошло усиление Католической церкви в ХI в., обновленная Церковь быстро укрепила свои позиции в обществе и решила отвоевать себе независимость от императоров.
Вершина успехов Григория VII — хождение в Каноссу Генриха IV.
Учитель предлагает зачитать описание этого события.
Дополнят представления учащихся о силе папской власти строки из документа параграфа. Стр. 161.
Домашнее задание.
§ 16, вопросы 1-8
|