Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 10:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Страна Фразеология.
01.03.2011, 12:16
..

Библиотекарь: Ребята сегодня мы будем говорить об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице и в школе на уроках.

         Послушайте стихотворения В.Суслова «Как работает слово». Читают две ученицы:

Как работает слово

 

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по- разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт -

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол,

«воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!».

Работать впустую... Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

 

                                           В.Суслов.

Библиотекарь: Фразеологизмы часто встречаются и в наших любимых книжках. Вспомните рассказы и повести Николая Носова. Почти на каждой странице книжек Носова мы видим фразеологизмы.

(Перелистывает книгу с рассказами и повестями Носова)

 

         «Сели мы в конце концов на поезд и домой поехали.

         - Эх вы, пошехонцы, - сказала тётя. - Искали рукавицы, а они за поясом. В трёх соснах заблудились. Потеряли станцию.

         И вот так всю дорогу смеялись над нами».

 

         Вспомнили героев рассказа «Метро»?

         «В прошлом году все ребята катались на улице, а теперь их на улицу и калачом не заманишь. Все липнут к этому катку, как не знаю к чему!» (Н.Носов. «Наш каток».)

        

         А попробуйте перелистать повесть «Витя Малеев в школе и дома». Фразеологизмов - хоть пруд пруди: в два счёта», «хоть кол на голове теши», «вывести на чистую воду», «как с луны свалился», «гнуть в бараний рог», «и дело с концом»...

 

         Широко использовали фразеологизмы в своём творчестве все русские писатели.

         А у М.Ю.Лермонтова  в знаменитом «Бородино» помните?

«У наших ушки на макушке...»

         Вот пушкинские строчки:

«Бочка по морю плывёт

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица,

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам».

         Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, слоны слонять, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в голошу. Без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...

         (Эти фразеологизмы могут быть написаны на доске)

         А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного в буквальном смысле (раздать бумагу для рисования).

         Получается?  Интереснее, наверное, будет, если каждый из вас попробует нарисовать как можно смешнее. А мы посмотрим, кто из вас завоюет пальму первенства.

(Ребята рисуют по 1-2 фразеологизма в буквальном значении).

         Ребята, что у вас получается? Нелепо? Смешно? Конечно!

         Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? (Ответы детей). Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло своё первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют ещё устойчивым сочетанием. Значение этого сочетания говорит нам, что это не просто сложенные вместе слова, а абсолютно новое самостоятельное соединение (прямо как в химии). Слова не только объединились, но и преобразовались, потеряв свои прежние значения. Особенно отчётливо видны эти образования при переводе некоторых фразеологических выражений с иностранных языков на русский. Например, если дословно и пословно переводить некоторые французские словосочетания, то получим «унести кота» вместо «уйти, не попрощавшись», «есть кирпичи» вместо «голодать», «уколоть собаку» вместо «вздремнуть».

         Но давайте вернёмся к нашим родным фразеологизмам. В значении фразеологического оборота «заваривать кашу» никакой еды нет, никто не даст нам рецепт приготовления «каши берёзовой», во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота. А если нам скажут: «Зарубите себе на носу», не дрожите от страха - вашему носу ничего не угрожает.

         Раздел науки, изучающий неделимые и устойчивые словосочетания в русском языке, называются фразеологией. Крепкий орешек - эта самая фразеология. До сих пор многие учёные-филологи ломают голову, рассуждая о фразеологизмах в русском языке. И ломают не только голову. Ломают ещё и копья в многочисленных спорах между собой. Так что, дают жару всем эти самые фразеологизмы!

         Предлагаю вам поучаствовать в игре, которая быть может и не расставит все точки над «и» в русской фразеологии, но кое-какие секреты и тайны выведет на чистую воду. Каждой команде выдаются фразеологические словари.

(Класс делится на три команды, выбираются капитаны)

         Задание командам (команды получают таблички с фразеологизмами).

Предлагаю командам выбрать название для своей команды и объяснить свой выбор.

"Тёртый калач».

«Стреляный воробей».

«Не разлей вода».

«Геркулесовы столпы».

«сами с усами»

«Ходячая энциклопедия»

«Белая ворона»

«Аршин с шапкой»

«Семи пядей во лбу»

«Два Аякса»

«Ума палата»

«Синий чулок»

«Рыцари без страха и упрёка»

«И швец, и жнец, и на дуде игрец».

«Бесструнная балалайка»

Задание капитанам (выдаются карточки). Вы - первые скрипки в команде, вам и отвечать на этот вопрос. Чем займётся сейчас ваша команда?

1-я команда будет:

Плести турусы на колёсах;

Бросать перчатку;

Держать ухо востро;

Заправлять арапа;

Ждать у моря погоды.

2-я команда будет:

Давать десять очков вперёд;

Хватать звёзды с неба;

Переливать из пустого в порожнее;

Блуждать в потёмках;

Держать порох сухим.

3-я команда будет:

Водить жюри за нос;

Делить шкуру неубитого медведя;

Держать ушки на макушки;

Затыкать за пояс команды-соперников;

Витать в облаках.

 

Можно и нужно держать совет с членами команды, а потом объяснить свой выбор.

Задание для команд: Дорогие ребята, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках и как к этому относится ваш любимый учитель? (На доске вывешивается два плаката с перечнем ответов). За правдивость ответов очки ни много, ни мало удваиваются.

Ученики на уроке:

Ходят на головах;

Грызут гранит науки;

Тянут кота за хвост;

Жуют мочалку;

Режут без ножа учителя;

Играют в бирюльки;

Гоняют лодыря;

И ухом не ведут;

Рассказывают бабушкины сказки;

Лезут из кожи вон

А учитель в это время:

Выжимает слезу;

Рвёт и мечет;

Кусает локти;

На седьмом небе;

Смотрит сквозь пальцы;

И в ус не дует;

Заводит волынку;

Заливается соловьём;

Грозит угостить берёзовой кашей;

Обещает намылить голову.

Библиотекарь: Теперь можно перевести дух и, почивая на лаврах, послушать одну интересную историю.

         «Очень важно, ребята, - говорила на уроке чтения Татьяна Андреевна, - чтобы вы сами хотели учиться. Вот великий русский учёный Ломоносов ... Из далёкого села Холмогоры пешком в Москву пришёл, так ему учиться хотелось. Самое главное - тяга к знаниям. Зарубите это себе на носу!

         - Зарубите на носу... Чудно! - подумал Митька.

         - Очень важно, ребята, - говорил на уроке Виктор Петрович, учитель физкультуры, чтобы вы стали сильными, крепкими и здоровыми. Тогда и учиться будете хорошо. Вот великий русский учёный Ломоносов... Разве дошёл бы он пешком до Москвы, если бы слабым был? Так что самое главное - физкультура. Зарубите это себе на носу!

         - Опять «зарубите себе на носу!» - подумал Митька.

         А ночью к Митьке из далёкого северного села Холмогоры пришёл пешком великий русский учёный Ломоносов.

         - Я бы не дошёл до Москвы, если бы не физкультура и не тяга к знаниям, - грозно сказал он и достал из рюкзака топор. - Заруби это себе на носу!

         - Не надо! - в ужасе закричал Митька и ... проснулся.

         В комнату вбежал разбуженный Митькиным криком папа, и Митька рассказал ему свой сон.

         - Успокойся, сынок! - папа погладил Митьку по голове. - Не нужно ничего тебе рубить на носу. Да и вообще нос тут не причём!

         - Как это ни причём? - удивился Митька. - А почему же тогда говорят: зарубите на носу?

         - Говорят, да не знают, почему так говорят. В старину люди носом называли маленькие деревянные дощечки. А называли так потому, что носили их всегда с собой. Для чего? А чтобы записывать на них важные дела для памяти. Ну, вроде такие древние записные книжки. Но только немногие из них что-нибудь записать-то могли. Неграмотными тогда были люди. И поэтому они на дощечках не буквы писали, а зарубки ставили. Увидел зарубку - сразу про важное дело вспомнил. И говорили люди друг другу: «Не забудь! Заруби на носу!» Понятно?

         - Теперь понятно, - сказал Митька.

         - Ну раз понятно, то поворачивайся на бок и спи!»

         Такая вот история. Познакомившись с фразеологическим словарём, каждый из вас сумеет объяснить происхождение того или иного фразеологизма и его толкование. Кстати, мне кажется. Что пора поговорить об этом интересном словаре.

         Автор «Школьного фразеологического словаря русского языка» Влас Платонович Жуков не включил в свой словарь многих уже хорошо известных вам фразеологических сочетаний, часто встречающихся в разговорной речи. И сделал он это намеренно. Жуков отобрал лишь те словосочетания, которые школьники тоже должны знать и которыми должны активно пользоваться, обогащая свою устную и письменную речь. В этой замечательной книге вы найдёте необходимые сведения о фразеологии, толковании фразеологизмов. Словарь не только поможет вам пополнить свой запас фразеологизмов, но и научит вас грамотно пользоваться ими, объясняя синтаксические и морфологические особенности фразеологических оборотов.

         Состоит этот словарь из множества словарных статей, расположенных в алфавитном порядке. Каждая статья включает в себя пять частей: заголовок, грамматические и стилистические пометы, объяснение фразеологизма, иллюстративный материал, показывающий употребление фразеологизма, справочный отдел.

(Ребятам предлагается прочитать 1-2 словарных стать вслух.)

Библиотекарь: Ну, а сейчас снова, засучив рукава, принимаемся за работу! И будет у жюри хлопот полон рот, чтобы не клевали носом без дела!

Задание командам

         Какая из команд быстрее сосчитает количество фразеологизмов в рассказе А.Шибаева?

         С ног до головы

         «Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

         Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

         Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны делать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!»

(Ответ: 20 фразеологизмов.)

Задание командам

С помощью словаря выясните значение фразеологизмов.

1-я команда

«крокодиловы слёзы», «берёзовая каша»

2-я команда

«ахиллесова пята», «глас вопиющего в пустыне»

3-я команда

«таскать каштаны из огня», «рыцарь без страха и упрёка»

Задание капитанам

         Мы уверены, что наши команды справятся с задание так, что комар носа не подточит. Даём руку на отсечение. Итак попытайтесь написать без помощи словаря вот такие трудные фразеологические обороты (диктуются по очереди)

- «притча во языцех» (капитану 1-й команды);

- «до морковкина заговенья» (капитану 2-й команды);

- «в эмпиреях витать» (капитану 3-й команды).

         Задание трудное. Но вы можете теперь проверить себя. На помощь всегда придёт фразеологический словарь. Со словарем вы сможете не только выяснить правильное написание выражения, но и правильно его произнести, поставив ударение на нужном слоге в каждом слове.

Задание командам

         Пока капитаны трудятся, предлагаю вам игру «Кто больше?» В русском языке тьма тьмущая фразеологизмов со словами «рука», «голова», «ноги», «Ухо», «язык», «нос». Например, фразеологизмов со словом «рука» более пятидесяти. Вспомните фразеологизмы со словами: ум и зуб.

         А теперь вспомните фразеологизмы с числительными. Кто назовёт больше?

(Можно предложит вспомнить и фразеологизмы, обозначающие понятия «много», «мало», «быстро», «медленно».)

Задание для всех команд.

         Давайте вспомним по одному фразеологическому выражению, обозначающему настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать. Каждый из нас.

         Например, радость - «быть на седьмом небе».

Страх - «душа ушла в пятки», «праздновать труса».

Печаль - «повесил голову»;

Удивление - «глаза на лоб полезли»;

Обида - «губы надул»;

Стыд - «готов сквозь землю провалится», «не знал куда глаза девать», «щёки горят от стыда»;

Плохое настроение - «не с той ноги встал»;

Испуг - «мурашки забегали», «мороз по коже пробежал»;

Тревога - «кошки на душе скребут»;

Негодование - «дойти до белого каления»

 

Жюри объявляет итоги конкурса.

Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 13358 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]