Приветствую Вас Гость!
Вторник, 20.08.2019, 19:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Образование города Благовещенска.
25.02.2011, 17:58

Тема: Образование города Благовещенска.

Цель: показать Благовещенск, как центр духовной культуры Амурской области.

План урока.

1. Станица Усть - Зейская.

2. г. Благовещенска - административный центр Амурской области.

3. Благовещенск - центр духовной жизни Приамурья.

Ход урока.

I Опрос домашнего задания.

          На прошлом уроке мы с вами рассмотрели категории населения, устремившиеся в Приамурье за духовной свободой. Расскажите о  них.

Ответ: 1.Староверы, духоборы - селились в лесной глухомани. Основали около 30 селений в том числе Ново-Астрохановку, Ключи (Белогорье), Черемхово.

2. Амурские молокане. Селились на плодородных землях Бурейско - Зейской равнины. Труд у молокан считался обязанностью и средством спасения души,  а раскрепощение личной инициативы приводило к экономическому процветанию. Кроме того, внесение в жизнь рационального начала усиливало интерес к технике и передовым методам хозяйствования. При этом молокане рассматривали богатство как испытание, налагающее на своего владельца определённые обязанности. Ряды амурской буржуазии начала века пополнили семейства молокан Буяновых, Саяпиных, Дружиных, Болотиных, Косициных, Кувшиновых, Ефремовых и др

         Следует отметить значительную духовную свободу в Приамурье, привлекавшую сюда представителей разных религий. Не только православные, относящиеся к государственной религии Российской империи, но и католики, лютеране, духоборы, молокане и представители других конфессий, могли открыто совершать свои обряды, сооружать места для богослужений и давать своим детям соответствующее образование. Общая численность всех верующих, не относившихся к Русской православной церкви, к концу ХIХ в. достигала 40 тыс. человек, - почти 13% жителей области.

          Первым православным священником в Амурской области был Александр Поликарпович Сизой. Поселившись в Благовещенске в 1857 г., он заложил Николаевскую церковь. В 1883 г. был построен каменный храм во имя Покрова Божьей Матери.

II Объяснение нового материала.

1. Станица Усть - Зейская.

         Тема сегодняшнего урока: «Образование города Благовещенска». В 1856 г. царское правительство дало разрешение Н.Н.Муравьёву на занятие казачьими постами левого берега Амура, а затем и формирования Амурской линии Забайкальского казачьего войска. С тем, чтобы утвердить права России на левобережное Приамурье, было намечено сначала по левому берегу Амура основать несколько казачьих постов, в том числе Усть -Зейский, который было принято считать главным среди других, что подтверждается словами Н.Н.Муравьёва из письма к графу Е.В.Путятину: «…с открытием навигации 1856 года расставлены были казачьи посты наши по всему левому берегу Амура, начиная от Усть - Стрелочного караула, а главнейший из сих постов находится на Усть - Зее, близ самого города Сахалян - Ула …» Тогда и началось активное освоение Дальнего Востока.

         21мая (2июня) 1856 г. вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещён военный отряд численностью около 500 человек под началом командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Н.А.Хилковского. Солдаты начали расчистку территории, готовили место для приёма и размещения переселенцев, разрабатывали посевную площадь, занимались заготовкой строевого леса. С этого момента началась история города Благовещенска.

         29 июня 1856 г. на Усть - Зейский пост прибыло 60 забайкальских казаков во главе с сотником М.Г.Травиным, которым было поручено оставаться на посту на зиму, охранять склад с продовольствием, поддерживать почтовую связь, готовить занимаемую территорию для переселенцев.

         В конце лета через Усть -Зейский пост с низовьев Амура прошли более 2000 солдат, пешим порядком, переплавлявшихся с низовьев Амура в Забайкалье. Здесь солдаты запасались продовольствием и следовали дальше вверх по Амуру.

         В 1857 г. летом к устью Зеи по Амуру прибывает сотня забайкальских казаков с семьями для обоснования на постоянное местожительство. С казаками - переселенцами были сплавлены солдаты двухлинейных батальонов и артиллерийская батарея. Силами переселенцев - казаков и солдат началось обустройство Усть - Зейской казачьей станицы.

 2. Благовещенска - административный центр Амурской области.

          5 мая 1858 г. в Усть -Зейскую станицу прибыл генерал - губернатор Н.Н.Муравьёв со своей свитой. Его сопровождал Владыко Иннокентий Вениаминов, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, а так же чиновники внешнеполитического ведомства для участия в переговорах с представителями Цинской империи.

         9 (21) мая в Усть - Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а станица была переименована в Благовещенскую.

         После подписания Айгуньского договора (16 (28) мая 1858 г.) Муравьёв вернулся в Усть - Зейскую станицу, где его торжественно встречало всё население, а архиепископ Иннокентий отслужил благодарственный молебен. На следующий день был проведён крестный ход, а Н.Н.Муравьев устроил торжественный приём. Генерал - губернатор огласил приветственный приказ со словами благодарности участникам великого амурского дела. В нём были такие примечательные слова: «Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия - благодарит!».

         21 мая 1858 г. документы переговоров, подлинный текст договора и предложения Н.Н.Муравьёва об учреждении на Амуре города были направлены со специальным курьером в столицу. Император благосклонно отнёсся ко всем предложениям Н.Н.Муравьёва о судьбах Амурского края. По представлению Муравьёва более 200 человек, активных участников борьбы за возвращение амурских земель России, были удостоены высоких наград. Сам Муравьёв был возведён в графское достоинство с присоединением к его фамилии слова «Амурский».

         5 (17) июля 1858 г. последовал императорский указ об учреждении г.Благовещенска. Данный указ гласил:

 

ЖИВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ

Указ императора Александра II об образовании г. Благовещенска

                                                                        5 июля 1858 г.

         Государь император по всеподданнейшему докладу его императорского высочества великого князя, генерал - адмирала, соображений генерал - губернатора Восточной Сибири об особенной важности местоположения Усть - Зейской станицы, находящейся при впадении реки Зеи в Амур, и названной генерал - губернатором по случаю закладки в ней 9 мая храма во имя Благовещения пресвятые богородицы «Благовещенскою станицею» - в 5-й день июля сего года высочайше повелеть соизволил: учредить в этом месте город, назвать его «Благовещенск».

         Полный Свод Законов Российской империи, Собрание 2-е, ТХХХIII, ст. 33366, стр. 12.

         Из «Положения об образовании области и о преобразовании г. Благовещенска в административный центр»

                                                                        8 декабря 1858 г.

         …3. Амурскую область составить из всех земель, находящихся на левом берегу реки Амура, начиная от соединения рек Шилка и Аргуни, или от границ Забайкальской и Якутской областей, по всему течению Амура до устья реки Уссури и до новой границы Приморской области. Областным городом Амурской области назначается город Благовещенск…

                                               Полный Свод Законов Российской империи,

                                         Собрание 2-е, Т. ХХХIII, ст. 33862, стр. 452.

         С учреждением г. Благовещенска, как административного центра Амурской области, начинается активная застройка города. Сюда ехали военные, чиновники, купцы и другой люд. У всех был с собой груз, упакованный в большие тюки, которые казаки вьючили на сёдла. Дороги были очень плохие, особенно трудно было в дождливое время: кони вязли, сбивали ноги и измучивались за дорогу. Казаки шли пешком, вели коней. Часто было так - не успевают вернуться лошади, а появляются новые путешественники или почта. Доставляли их казаки Игнашевского округа, а албазинцы передавали в Чернявский станичный округ. Конечно, по пути использовали для смены лошадей и казаков из посёлков своего округа, если была необходимость.

         Благовещенск строился, но на устье Зеи не было хорошего строевого леса, поэтому казаков обязали зимой его заготавливать, а летом плотами сплавляли до города. Впоследствии установили норму 200 лесин на каждого казака.

         Благовещенск,  расположенный на удобных водных путях, в условиях отсутствия железнодорожного сообщения, неразвитости дорожной сети стал связующим звеном между сельскими районами и приисками. Благовещенск являлся крупным речным портом на дальнем Востоке. К концу ХIХ в. здесь было 157 пароходов и 220 барж. Перевозивших большое количество грузов и пассажиров.

         К концу ХIХ века в Благовещенске насчитывалось 45 тысяч жителей. Здесь были сосредоточены промышленные предприятия, конторы и правления десятков торгово - промышленных учреждений, отдельных русских и зарубежных торговых домов и фирм, правления общества пароходства и торговли, финансово - телеграфная контора.

         С момента основания г. Благовещенска планировка и строительство новых зданий производились под бдительным контролем главного архитектора  и полицмейстера. Военный губернатор области Н.В.Буссе своим постановлением от 4 сентября 1859 г. категорически запрещал строительство новых зданий вдоль набережных Амура и Зеи без согласования с ним и определил правила городской застройки. Плановая застройка Благовещенска началась с 1861 г. и поэтому его отличали прямоугольная планировка и широкие улицы.

          Первоначальные названия улиц:

Ул. Иркутская - ул. Горького;

Ул. Большая - ул. Ленина;

Ул. Торговая - Набережная - площадь Победы;

Ул. Благовещенская - ул. Пионерская.

         Как и вся российская архитектура конца XIX - начала XX вв. градостроительное искусство Приамурья представляло собой причудливое смешение стилей от русского стиля и классицизма до модерна. Арабские мотивы видны в здании торговых рядов «Мавритания» (гостиный двор), а готические - в польском костёле.

         Подлинным украшением города были шатрово - купольные ансамбли православных храмов: каменные - Покрово - Никольская, Вознесенская и Свято-Троицкая церкви. Последняя в народе называлась Шадринским собором и была построена в 1901 г. 

         Среди утопающих в зелени кварталов Благовещенска встречалось много особняков, построенных в большом стилевом разнообразии. Ласкала глаз витиеватая резьба по дереву бревенчатых домов.

         В 1868 г. в честь 10 - годовщины со дня подписания Айгуньского мирного договора в г. Благовещенске на берегу реки Амур, где когда - то размещался лагерь Н.Н.Муравьёва, был установлен памятник в форме обелиска. Он представлял собой четырёхугольную пирамиду, увенчанную капителью. На лицевой грани укреплена мемориальная доска. Позднее памятник был увенчан двуглавым орлом. К сожалению, мемориал не пережил гражданскую войну и был разрушен.

         Первые каменные здания в Благовещенске были сооружены в стиле классицизма. Благовещенский кафедральный собор, заложенный  9 мая 1858 г. строился по проекту академика архитектуры П. Симоновского. Здание городского Общественного банка также было сооружено в стиле классицизма.

         Большое внимание амурские архитекторы уделяли строительству культовых сооружений. В 1870 г. в Благовещенске была сооружена кладбищенская церковь.

         29 апреля 1879 г. состоялась закладка Церкви во имя Покрова Божьей Матери, строительство которой было завершено в 1883 г.

         10 июля 1880 г. заложен каменный кафедральный собор в честь Благовещения  Пресвятой Богородицы.

         На рубеже ХIХ - ХХ веков на смену классицизма с его строгими формами и канонами приходит эклектика.

         Здание Универсального магазина И.Я. Чурина было оформлено декоративными элементами в духе барокко, а его фасады украшены скульптурами и лепниной. Такие же черты характерны для зданий торгового дома «Кунст и Альберс», фирмы «И.Я. Чурин и К» и речного вокзала, сооружённых в начале ХХ в.

         В связи с предстоящим приездом наследника престола цесаревича Николая Александровича весной 1891 г. по проекту архитектора Буковецкого в Благовещенске была сооружена Триумфальная арка.

         Строились не только официальные и торговые учреждения, но и здания для учебных заведений. В 1885 г. закончено строительство 2 - этажного здания духовной семинарии.

         В 1889 г в Благовещенске было завершено строительство каменного здания общественного собрания с театральной залой.

         Общее развитие города Благовещенска во многом было связано с золотодобывающей промышленностью, сельским хозяйством и водным транспортом. Дальнейшее преобразование города было направлено на усиление его промышленного потенциала, рост числа учебных заведений и научно - исследовательских учреждений.

        3. Благовещенск становится центром духовной жизни Приамурья.

ОБРАЗОВАНИЕ

         Благодаря реформам 60 - 70 гг. ХIХ в. отечественное образование делало успешные шаги на пути повышения грамотности населения, развития сети учебных заведений.

         В 1862 г. в Благовещенске были открыты духовная школа, выпускающая священнослужителей, и бригадная казачья школа для подготовки писарей, урядников и учителей для казачьих станиц.

         7 января 1866 г. на благотворительные средства открыто первое в области народное училище.

         18 июня 1871 г. в Благовещенске  начала свою деятельность духовная семинария.

         1 июля 1877 г. в Благовещенске была открыта 4-я классная мужская гимназия, преобразованная в 1882 г. в 6-классную, а 1891 г. - в гимназию. Необходимость в грамотных работниках способствовала открытию в 1890 г. второго народного училища им. А.Н.Корфа в г. Благовещенске.

         Кадры для флота готовило речное училище в Благовещенске, основанное в 1899 г.

         Наряду с мужским, развивалось и женское образование. В 60- е гг. ХIХ века в Благовещенске открываются первые женские училища. 21 октября 1874 г. в Благовещенске была открыта Алексеевская женская школа, преобразованная в 1879 г.  в 4-классную прогимназию, а с 1888 г. - в 7- классную женскую гимназию.

         К началу ХХ века в Благовещенске имелись духовная и учительская семинарии. В женских гимназиях существовали педагогические классы.

         В 1859 г. была создана первая городская общественная библиотека.

         9 июня 1896 г. была открыта первая бесплатная народная читальня в г. Благовещенске. Нередко учителя безвозмездно занимались просветительской деятельностью. В качестве примера можно отметить учителя благовещенской мужской гимназии А.В.Кириллова.

              АМУРСКАЯ НАУКА И ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ 

         В 1877 г. в Благовещенске начала работать первая в области метеорологическая станция. Её первым наблюдателем стал В.П.Ефимов.

         С 1895 г. была открыта бактериологическая лаборатория для предохранительных прививок от чумы и оспы.

         В 1887 г. в Благовещенске был открыт филиал Общества изучения Амурского края.

         Знаменательным событием стало торжественное открытие 16 августа 1891 г. в г.Благовещенске первого в области краеведческого музея. Его первыми экспонатами стали модели золотодобывающих приисков и машин, а также фотографии.

         В 1893 г. Алексей Яковлевич Гуров ( 1872 - 1934 г. - первый ам. археолог) составил первую карту археологических находок в Амурской области. 

         Преподаватель Благовещенской мужской гимназии Александр Васильевич Кирилов (общественный деятель, краевед, читал публичные лекции по краеведению, сборы от которых шли на развитие библиотек, в фонд помощи переселенцам) собрал ценные сведения по географии, биологии, этнографии, промышленности и сельскому хозяйству региона. На этой основе им был составлен первый на Дальнем Востоке географическо - статистический словарь.

         Помимо научной деятельности члены Общества изучения Амурского края активно занимались обустройством публичных библиотек, участвовали в проведении народных чтений и выставок.

         27 апреля 1887 г. было открыто Благовещенское лечебно - благотворительное общество. Оно содержало больницу для бедных, дом для детей сирот и аптеку.

         В 90- е годы ХIХ века в Благовещенске было создано Общество врачей, занимавшееся развитием медицины и здравоохранения в регионе.

         Деятельность научных обществ и отдельных энтузиастов - исследователей протекала в сложных условиях. Постоянно ощущалась нехватка денежных средств, отсутствие необходимых квалифицированных специалистов. Несмотря на это, дальневосточным исследователям удалось провести разностороннее изучение Амурской области.

Литература.

         Формирование местной литературной школы началось в 70-е годы ХIХ века. «Амурская газета» (выходила с 1895 г.) начала публиковать стихотворения Леонида Петровича Волкова (сотник АКВ, погиб в бою с китайцами под Айгунем во время событий 1900г.), Н.Татариновой, проникнутых гордостью за родной край.

          В 1890 г. Амурскую область посетил А.П.Чехов, проезжавшего через территорию нашей области во время своего путешествия на остров Сахалин. Вот как он отзывался о нашем крае:

…«Амур чрезвычайно интересный край. До чертиков оригинален. Жизнь тут кипит такая, о какой в Европе и понятия не имеют…

…Берега до такой степени дики, оригинальны и роскошны, что хочется на веки остаться тут жить…

…Проплыл я уже по Амуру 1000 верст и видел миллион роскошнейших пейзажей, голова кружится, от восторга… Удивительная природа. А как жарко! Какие теплые ночи! Утром бывает туман, но теплый. Я осматриваю берега в бинокль и вижу чертову пропасть уток, гусей, гагар, цапель и всяких бестий с длинными носами. Вот бы где дачу нанять…

Народ все больше независимый, самостоятельный и с логикой… Люди на Амуре оригинальные…»

Театр. 

         Театральная жизнь Приамурья долгое время ограничивалась одними любительскими спектаклями. Первая труппа из профессиональных актёров появилась в 80-е годы ХIХ века в Благовещенске. Её возглавил Н.Молчанов.  Театральный коллектив выезжал на гастроли и в другие города Дальнего Востока. Важной потребностью культурного человека того времени было посещение театра. Ещё в 1860 г. в Благовещенске был поставлен спектакль «Станционный смотритель» по А.С. Пушкину. А в 1883 г. в городе открылся старейший на Дальнем Востоке театр драмы.  (Театр Роганова)

Развитию театрального дела способствовала постройка здания театра в г.Благовещенске в 1889 г. Среди первых театральных постановок можно отметить оперы «Кармен», «Евгений Онегин», «Жизнь за царя», пользовавшиеся успехом у публики.

Периодическая печать.

         В 1862 г. в Благовещенске была открыта первая на Дальнем Востоке типография с двумя шрифтами: русским и маньчжурским. Предполагалось издание газеты «Друг маньчжур». В 1885 г. начала работать первая частная типография П.Г.Артомонова.

         1 июля 1895 г. в Благовещенске вышел первый номер еженедельной «Амурской газеты» под редакцией А.А.Кордовского. Первые годы газета выходила раз в неделю по воскресениям.

         31 октября 1899 г. был издан первый номер газеты «Амурский край».

Заключение.

         В заключение сегодняшнего урока, хочется отметить что, Благовещенск является одним из старейших купеческих городов Дальнего Востока, который и в наши дни выступает в роли посредника в торгово - промышленных связях Сибири и Дальнего Востока с Китаем. С первых лет жизни в нём сформировались свои предпринимательские структуры, фирмы: «В.Алексеев и С-ми», «Кувшинов и К.», «Ф.Коротаев», а также открылись крупнейшие дальневосточные торгово - промышленные дома «Кунст и Альберс» (1894г.), «И.Я.Чурин и Ко». До сих пор действует завод «Амурский металлист» и пивоваренный завод, основанные соответственно в 1893 и 1912 годах.

 

III. Домашнее задание.

 § 21. Подготовить сообщение о святителе Иннокентии (Иван Вениаминов)

 

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ

(ИВАН ВЕНИАМИНОВ) 

         С Благовещенском связано имя святителя Иннокентия (в миру Иван Евсеевич Попов (Вениаминов), митрополита Московского и Коломенского. В 1862-1868 гг. святитель Иннокентий жил в Благовещенске и заложил в нем главный кафедральный собор.

         Родился он в Забайкалье, окончил духовную семинарию, служил учителем, дьяконом, священником. В 1823 г. Уехал с семьёй на Алеутские острова, где с большим рвением занимался миссионерской, образовательной и научной деятельностью. Совершив кругосветное плавание, после службы в Новоархангельске, прибыл в Санкт-Петербург, где он становится членом Российского географического общества, протоиреем, а после смерти жены принимает монашество. В1840 г. его назначили архипастырем Камчато-Курильской и Алеутской епархии.

         Прослужив в Новоархангельске 11 лет, он перенёс кафедру в Якутск, где как и в Америке вёл богослужение на языке коренных народов и получил сан епископа. С 1854 г. оказывал содействие Н.Н. Муравьёву в присоединении Приамурья к России. С 1862 по 1868 гг. жил в Благовещенске, где заложил главный кафедральный собор. Затем Иннокентий Вениаминов стал митрополитом Московским и Коломенским, занимал высший, в те времена пост в Русской православной церкви. После 11 лет жизни в Москве он скончался и был похоронен в Троице-Сергиевой лавре. В 1977 г. причислен к лику святых, а 1997 г. ЮНЕСКО объявило годом его имени. В наши дни ему соорудили памятник в Благовещенске.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 3109 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]