Главная » Файлы » Мои файлы |
25.02.2011, 17:20 | |
..
Тема: Новая экономическая политика по - амурски. Развитие народного хозяйства в 20 - 30 годах. Цель: показать, как правительство при советской власти решало проблемы экономики после окончания гражданской войны и интервенции. Какие мероприятия были направлены на создание мощного военно-экономического потенциала, преодоление отсталости и укрепление государства. Ход урока. План урока. 1.Новые условия хозяйствования. 2. Промышленное развитие. 3. Транспорт. 4. Амурское село в годы НЭПА. I. Повторение пройденного. На прошлом уроке мы с вами закончили изучать окончание гражданской войны на Дальнем Востоке, освобождение его от интервентов и белогвардейцев, воссоединение с РСФСР, восстановление власти Советов ознаменовали решительный переворот в исторических судьбах края. Дальний Восток вступил на путь строительства социализма. Он должен был стать мощным форпостом страны в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Дальнему Востоку уделялось особое внимание.
Началось массовое привлечение переселенцев, форсированными темпами стала
развиваться промышленность, особенно военно- оборонительного характера,
интенсивно развивалось транспортное строительство. II Объяснение нового материала. 1.Новые условия хозяйствования. Следствием тяжелейшей Гражданской войны в России явились разруха в хозяйстве страны, резкое сокращение производства и потеря многих специалистов. В Амурской области, и без того слаборазвитой в промышленном отношении, положение было особенно плачевным. До революции ведущая отрасль - горнодобывающая промышленность практически встала. В 1922 году золотодобыча составляла всего 2-3% уровня 1913 г., лесная - около 5%, а в целом объем промышленного производства составлял 30%. При советской власти резко изменились условия экономического развития. Прежде всего другими стали отношения собственности. Теперь вместо частного интереса буржуазных слоев экономику двигали вперед государственные, а вернее - партийные интересы. Они были направлены на создание мощного военно-экономического потенциала, преодоление отсталости и укрепление государства. В
СССР создавался единый народно-хозяйственный комплекс. По сути, получилась
огромная монополия, где всю организацию дел взяли на себя чиновники. Бюрократия менее эффективно руководит
экономикой, чем буржуазия, т. к. вместо чувства хозяина, у неё преобладает
психология временщиков и карьеристов.
Работники же во всех сферах хозяйственного механизма были, по сути, отлучены от
средств производства. Их материальная заинтересованность в результатах своего
труда была слабой. Как справедливо считал В.И. Ленин, любая монополия ведет к
загниванию, но при Сталине нашли пути повышения эффективности производства:
массовые репрессии и коммунистическое воспитание. Первое обеспечивало
дисциплину и кадры для «строек коммунизма». А пропаганда социалистического
соревнования, ударничества, стахановского движения и веры в светлое будущее
формировали энтузиастов. 2. Промышленное развитие. Индустриализация СССР проводилась в Амурской области не так интенсивно, как во многих других регионах. Это объясняется проблемами кадров, транспорта и пограничным положением. Последнее обстоятельство не позволяло развернуть у нас значительные военно-промышленные объекты. Развивали преимущественно местную промышленность и стратегические транспортные артерии, проходящие по территории области. По-прежнему значимой отраслью оставалась золотодобыча. После революции все прииски были национализированы, и с этого времени началась беспорядочная их разработка. Золотодобывающая промышленность оказалась в состоянии полной разрухи. Толпы китайцев, вольных золотоискателей, составляющих бродячее население тайги, расхищали государственное достояние, встречая протестом всякую попытку власти возродить там порядок. С окончанием революционного периода тайга ещё долгое время служила пристанищем для мародёров, дезертиров разного рода уголовных элементов, скрывающихся от преследования закона. Размах бандитизма практически исключал эффективную приисковую деятельность. Редкие прииски не подвергались нападению хунхузов, проявлявших крайнюю жестокость. Напр., были сожжены приисковые станы на реках Чукан и Гилюй и поголовно были истреблены служащие. В 1920-1922 гг. уровень золотодобычи опустился до 700 кг драгоценного металла в год. На золотодобывающих предприятиях Приамурья работали три паровые драги, оставшиеся от прежних предпринимателей. Переломом в драгостроении стал 1929 г., когда построили первую электрическую драгу, с ёмкостью черпака 210 л, на р. Джалинде, на Соловьёвском прииске. С 1 января 1933 г. начал действовать золотопромышленный трест «Амурзолото», взявший под контроль все виды золотодобычи в Амурской области. Новый подъём амурской золотодобычи начался с 1935 г., когда на реке Деп нашли золото и основали прииск Ясный. Затем богатейшие месторождения обнаружили на р. Гарь. В 1937 г. началось строительство базового посёлка крупного золотодобывающего предприятия "Прииск Октябрьский". Все золото отправляли в центр, и Амурская область не ощущала, что из недр добыли в среднем по 4,5 т драгоценного металла в год. Всего же в 1933 - 1957 гг. страна получила около 111,624 т золота. Традиционными для края были и лесозаготовки, на которых в начале 30-х гг. было занято до 15 тыс. человек и 7 тыс. лошадей. В 20-е гг. этим занимались крестьяне, а в 30-х - колхозники, заключенные и спецпоселенцы. В эти годы реконструируется ряд старых промышленных предприятий, напр., спичечной фабрики «Искра», строятся новые, Благовещенская бисквитная фабрика. На базе Райчихинского угольного бассейна создается новый промышленный центр. После завершения в 1931 г. геологической разведки и сооружения в 1932 г. железнодорожной ветки Райчихинск – Бурея, с 1933 г., появилась «Амурская кочегарка», добывавшая в год до 14 млн. тонн угля. (Разрез Широкий) В
целом, объём промышленного производства в Амурской области за два довоенных
десятилетия увеличился в 12 раз, но т. к. он составлял до революции всего 0,1%
промышленности всей страны, этот рост был в целом, менее значительным, чем во
многих других регионах. 3. Транспорт. Большое внимание уделялось развитию транспорта. Первые автомобили при советской власти появились в Благовещенске в 1928 г. Это были американские легковые автомобили «Форд-А», грузовые «Форд-АА» и отечественные грузовики АМО-Ф-15. Первый аэроплан поднялся в амурское небо со взлетной полосы Свободного в 1930 г. Для нормальной работы речного транспорта строятся Суражевская и Благовещенская судоверфи. Главным видом транспорта оставались железные дороги. Для их развития создали Михайло-Чесноковский вагоноремонтный завод, реконструировали многие станции, а главное, заключенные ГУЛАГа в 1932-1938 гг. проложили вторые пути Транссиба от ст. Карымской до Хабаровска. Транссиб проходил рядом с государственной границей и был уязвим в случае военного конфликта. Поэтому, в военно-стратегическом плане и с целью освоения ресурсов края было решено проложить Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Проходя по северным районам области, эта железная дорога связала бы Забайкалье с Хабаровским краем, обеспечивая дублирующий выход к Тихому океану. Бамовская эпопея, несмотря на всю свою драматичность, имела мало практического значения, так как стройка не была завершена. Из построенных участков самым большим был путь между станциями Бам-Тында. Стоит
отметить еще размах стахановского движения в Приамурье. Первым стахановцем у нас
был Л.К. Рябцев, более чем вдвое перевыполнивший план добычи угля на Кивдинских
копях 2 октября 1935 года. Затем, стахановское движение подхватили
судоремонтник Волков, машинист паровоза Макаров и др. В 1936 г., их было уже
более 500, и стахановскими становились целые цеха, предприятия и прииски. 4. Амурское село в годы НЭПА. Засуха 1921 г. осложнила и без того тяжелое положение в сельском хозяйстве Приамурья. Сушь была такая, что Зею в районе Благовещенска переходили вброд, и большая часть урожая выгорела на корню. Посевные площади к 1922 г. сократились на 57% по сравнению с 1913 г. Более чем вдвое уменьшилось поголовье скота. Хлебная ржавчина в 1923 г. погубила 60% посевов пшеницы. Интервенция, Гражданская война, Зазейское восстание и эмиграция лишили амурское село значительной части производителей сельскохозяйственной продукции, а новые экономические условия мешали наращиванию товарности. Единый сельхозналог 1923 г., спровоцировавший Зазейское восстание, уменьшили, и начали действовать механизмы НЭПа. Новая экономическая политика принесла в деревню американские сноповязалки, молотилки, плуги, сепараторы и машины для очистки зерна. Крестьяне часто применяли трехпольный севооборот: пшеница-овес-пар. Сеяли преимущественно два сорта пшеницы: «Амурскую усатку» и «Амурскую голоколоску». Последней отдавалось предпочтение, т. к. она имела четырёхгранный колос, короткий стебель и не полегала. Жизнь в селе налаживалась, росли площади пахотных земель, поголовье скота и благосостояние крестьян. Упрочив свое положение в Приамурье после Зазейского восстания, советская власть вновь ужесточает налоговую политику в отношении крестьян-единоличников. В 1926 году хлебозаготовки в области составляли 27% объемов производства, а на следующий год выросли уже до половины, хотя в среднем по стране они составляли 15%. Начались известные «трудности хлебозаготовок» - «кулацкая стачка», ради преодоления которой даже Сталин выезжал в Сибирь. В 1927-1928 гг. объёмы хлебозаготовок сократились до трети урожая. Это было вызвано сильными наводнениями, особенно в 1928 г. Тогда весь июнь шли дожди, и Зея разлилась на 20-25 км, затопив 160 населённых пунктов с населением 80 тыс. человек. Большая часть Благовещенска была тоже затоплена, и по всему Дальнему Востоку начался голод. К сокращению производства сельскохозяйственной продукции приводило и сворачивание хозяйственной деятельности крестьянами под давлением чрезвычайных мер в ходе хлебозаготовок 1928-1929 гг. В 20-х гг. советская власть создавала коммуны, сельскохозяйственные артели и товарищества по обработке земли. Это были в основном бедняцкие, маломощные и низкотоварные коллективные хозяйства. Так, если в артелях излишки составляли 2,4%, в товариществах по обработке земли - 6,5%, то у простых кооперативах частников 66,6% продукции шло на рынок. В коллективных хозяйствах на 1928 г. состояло 7,6%. амурских крестьян, которые обрабатывали 7,8% пашни. Жизнь показывала необходимость кооперации крестьян, но на добровольной и разумной основе. Традиционно сельчане помогали друг другу при строительстве и в экстремальных случаях. Сёла имели общественный амбар для погорельцев, многодетных и других обездоленных. В 1925 г. 62% крестьян были членами потребительской кооперации. Скооперированные единоличники Тамбовской волости в 1925 г. обзавелись, первыми при советской власти в Амурской области тракторами. «Фордзоны» доставлялись из США вместе с передвижными мастерскими. В следующем году рабочие Благовещенска на свои деньги закупили 5 тракторов для коллективных хозяйств. Но в рыночных условиях коллективные хозяйства, число которых год от года росло, были неконкурентоспособны и существовали во многом благодаря поддержке государства. III Домашнее задание. § 27 | |
Просмотров: 2012 | Загрузок: 0 | Комментарии: 9 | |
Всего комментариев: 0 | |