Приветствую Вас Гость!
Вторник, 20.08.2019, 19:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Ломоносов-великий сын России.
18.11.2011, 14:03
.. Он создал первый университет

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

                                         А. С. Пушкин

 

Тема: М. В. ЛОМОНОСОВ — ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ

 

Цель: Дать знания учащимся о М.В.Ломоносове.

Задачи:

  • Пробудить интерес учащихся к Ломоносову, как к человеку и учёному;
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Воспитывать интерес к историческим личностям;

Ход урока

Слайд 1

Вступление

    В истории каждого народа есть страницы, которые постоянно привлекают к себе внимание. В истории русского народа к их числу относятся страницы жизни и творческой деятельности замечательного русского учёного, поэта, художника, общественного деятеля, пламенного борца за национальную самостоятельность и достоинство русской науки, культуры и просвещения ХVIII века – Михаила Васильевича Ломоносова.

    На берегах  Ледовитого океана, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее европейца.

 

Чтец

 Век восемнадцатый — России просвещение,

 Расцвет в науке, шаг в литературе.

 Образования явилось вдруг знаменье,

 И настоящий человек заложен в той натуре.

 Его фамилия известна всей России,

 И в городах, и в деревнях гордятся им,

 То имя на себя печать носило

 И отпирало двери все благословением своим.

 Открытия его нам до сих пор известны,

 Важны и применяются сейчас,

 И иностранцев нам высказывания лестны,

 Что это был России час.

 Его научные заслуги все бесценны,

 В литературу новые открытья внёс,

 Его прекраснейшие оды очень ценны,

 Талант ему признание принёс.

 Его произведения читают в наши дни

 И ими восхищаются все до сих пор,

 Вся жизнь его — открытия одни,

 А кто того не знает, сильный им укор.

 Он подлинный был свет образованья,

 Всемирной славы в жизни он достиг,

 И заслужил он громкое признанье,

 И знания великие постиг.

 

     Сегодня нам предстоит знакомство с великим сыном России – Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец... Так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова А.С. Пушкин.

 

 

Слайд 2

 

         8 (19) ноября 1711 года  в семье у черносошного крестьянина- помора в деревне  Мишанинская (ныне - с. Ломоносово) Архангельской губернии родился сын Михаил, будущий великий русский учёный.

Слайд 3

         Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.

Слайд 4

·        Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был человек зажиточный: он имел участок земли, которым владел на правах собственника, он первый из жителей того края построил и по-европейски оснастил на реке Двине галиот и…ходил на нём по реке Двине, Белому морю и по северному океану для рыбных промыслов и возил разные запасы, казённых и частных людей от города Архангельска в Соловецкий монастырь, Колу, по берегам Лапландии.

·        Мать - Елена Ивановна Ломоносова (до замужества Сивкова), была дочерью дьячка соседней волости, в 1720 году,  Ломоносову не было и 10-ти лет, когда его мама ушла из жизни.  В крестьянских семьях трудно обходиться без хозяйки. Поэтому через год Василий Дорофеевич женился вторично. Но и вторая жена прожила недолго - Василий Дорофеевич вынужден был жениться в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской.

 

   Слайд 5

·        О том, как сложились отношения с новой мачехой, можно судить по письму Ломоносова И.И.Шувалову, когда он стал уже ведущим учёным Петербургской Академии наук. Юноше пришлось претерпевать немалые трудности, «имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в  крайнем невежестве воспитанного, и злую  и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами.  Для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока ушёл в Спасские школы».

 

Слайд 6

  • На 12-м году жизни Миша Ломоносов обучается грамоте с начало у своего соседа Семёна Шубина, а потом у местного дьячка Сабельникова, вскоре превзойдя своих учителей в искусстве чтения. И будучи лучшим чтецом деревни, пристрастился читать в местной церкви во время богослужения псалмы и каноны. Он читал так хорошо, что товарищи испытывая зависть, нередко поколачивали Мишу, дабы слишком «не заносился» в своём бесспорном первенстве.
  • Следует сказать и о прочитанных сочинениях старообрядцев, их скит располагался неподалёку от Холмогор, на реке Выг.
  • Большим событием в жизни юного Ломоносова стало знакомство с «Грамматикой» Мелентия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого – не зря впоследствии он называл эти книги «вратами» своей учёности. То были действительно самые лучшие учебники, к которым обращались русские люди конца ХVII-XVIII века, желая получить светское образование. Учебники сии, Ломоносов приобрёл у зажиточного соседа Христофора Дудина.
  • Михаил без посторонней помощи и в очень короткое время уяснил все премудрости «Грамматики»  и «Арифметики».

 

Слайд 7

·        Миша Ломоносов понимал необходимость покинуть родительский кров, дабы продолжить образование, ведь местная духовная школа, не давала возможности изучения латыни, греческого и других иностранных языков. А без них нельзя овладеть и более широкими познаниями. Отец же препятствовал дальнейшему образованию сына. Не к чему зажиточному крестьянину латынь, планы у отца на Михайло другие, подыскать бы ему богатую невестушку, вона сын какой пригожий, будет крепким домохозяином, первым человеком на селе. Вот и решился Михайло на побег.

·        Зимой 1730 года ушёл крестьянин, совсем ещё молодой парень, сын Василия Ломоносова. Его искали несколько дней, но не нашли. С начало думали – погиб, но потом выяснилось, Что Михайло, занял у соседа 3 рубля денег и тулуп. Тогда вспомнили, что накануне его исчезновения через деревню проходил обоз с мороженной рыбой, который направлялся в Москву. Дело было ясное – убежал. Теперь в подушном списке против его имени появилась приписка «в бегах». Это означало, что подать за непутёвого Михайлу Ломоносова будет ежегодно выплачивать отец, а если отец умрёт, то село «всем миром».

 

        Слайд 8

·        Миша Ломоносов упросил приказчика, проходившего мимо Холмогоров рыбного обоза, чтобы взяли его, и через три недели вместе с караваном прибыл в столицу российского государства. Так произошло событие, которое  круто изменило судьбу «архангельского мужика», достигшего впоследствии высот мировой науки.

 

         Чтец

Из обшивней широкий, дюжий

Детина вылез и притих,

И огляделся неуклюже,

Смахнул солому с плеч своих.

 

Рассвет белёсый прорезался,

Зажглись местами огоньки,

Лениво город просыпался

Сгружали рыбу мужики.

 

Старик, сосед по Холмогорам,

Рукою об руку стуча,

Приблизился к Михайле: - скоро

Ты обратишься в москвича.

Гляди, да станешь барин грозный,

Забудешь, где и кем рождён!...

Потом подумал и серьёзно

Добавил на прощанье он:

_ пришёл не к батюшке родному,

ты никому не нужен тут…

ходи всю ночь от дома к дому –

нигде приюта не дадут.

Вот кулебяки, пригодятся!

Бери же, что за разговор…

Ещё придётся поскитаться,

Но ты держись: ведь ты помор!

…Домой вернёмся, в Холмогоры,

и за тебя влетит ещё…-

ответа не найдя помору,

котомку вскинул на плечо,

пошёл Михайло Ломоносов,

Сдержав рыдание с трудом.

 

·        Многое конечно, в этом событии кажется сейчас невероятным: и то, что юноша вопреки родительской воле отправился в далёкую Москву, где его никто не ждал, и то, что  появился в «чужом» городе, располагая всего трёмя рублями, взятыми в долг у соседа. Очевидна и «шаткость» расчёта: ведь Ломоносова как сына крестьянина не могли и не должны были принять ни в одно крупное заведение страны. Но мы уже знаем, какую жажду знаний нёс в себе Ломоносов, как много  молодых сил кипело в нём, потомственном поморе, выросшим и закалившемся в труде.  Всё это позволило достичь цели.

 

Слайд 9

  • Лучшее по тем временам учебное заведение называлось Словяно-греко-латинская Академия. Находилось оно на Никольской улице в доме № 7. Но в какой, же класс  можно было зачислить 19-летнего юношу, который назвался сыном холмогорского дворянина и знал наизусть «Грамматику» и «Арифметику»? Оказалось, что только в первый, потому что именно в первом классе начинали изучение латыни.

Чтец

С церковкой зданье на Никольской –

Всегда насуплено оно.

Со стен облупленных извёстка

На землю сыплется давно.

Сюда не проникает солнце,

И ледяной в июле пол.

Глядят бойницами оконца –

Вот помещенье Спасских школ.

На длинных заскорузлых скамьях

В потрёпанных полукафтаньях,

Нахохлившись, как старики,

Латынь долбят ученики.

Они воды стоячей тише,

Сидят, простужено сопя,

Свинцовой палочкою пишут,

Поджавши ноги под себя.

 

Слайд 10

  • Можно себе представить, как это выглядело, ведь в начальном классе учились дети 10-12 лет. «Школьники, малые ребята, кричат, перстами указывают: смотрите, какой болван в 20 лет пришёл латыни учиться» - вспоминал Ломоносов. Уроки начинались очень рано, при скудных свечах и продолжались по 8-10 часов. Не каждый ученик выдерживал такие изнурительные нагрузки. Но Ломоносов ввиду его редких природных способностей всё усваивал очень быстро. Он не довольствовался классными занятиями, в свободное время частенько засиживался в монастырской библиотеке. Знакомился с древнерусскими текстами, летописными сводами, не довольствуясь лишь школьными прописями. Вот только докучали попытки «младых отроков» посмеяться над великовозрастным школяром. Но зато на уроках утихали даже самые задиристые: ответы и рассуждения Михаила поражали своей ясностью, логикой не только умудрённых знаниями пастырей, но и тех, кто ничего не смыслил в науках. Тогда-то и приходилось завидовать рослому, тароватому на ответы ученику.

Слайд 11

  • Однако смеялись ребята недолго, потому что очень скоро этот великовозрастный ученик перешёл в следующий класс, потом ещё в следующий, и наконец закончил весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, всего за пять. А в каких условиях пришлось Михаилу учиться! Ломоносову, как и другим ученикам, назначали «жалование» - 10 рублей в год, это выходило – по 3 копейки в день. Только другим ученикам помогали родственники, а сбежавшему из дому Михайле было стыдно обращаться к отцу, так и жил он – на копеечку хлеба, на копеечку кваса, остальное на чернила, бумагу, обувь и всё прочее.

Чтец

Родные Холмагоры вспомнил,

Со ставнями резными дом,

Церковку с белой колокольней

И тучи с моря над селом.

Сейчас там топят жарко печи,

И мачеха уху варит,

Отец, всегда скупой на речи,

Угрюмо что-то мастерит…

И умывается примерно

С мурлыканьем довольный кот.

Отец следит за ним, наверно,

Чтоб знать, откуда гость придёт.

Живи себе, забот не зная!

А лососины сколько там!

К тому же (ухмылка озорная

Скользнула по его губам),

К тому ж красивая невеста,

Царевне сказочной под стать.

Так нет же, в Холмогорах тесно,

Пришёл в Москву поголодать.

Отвёл его от мыслей кто-то:

-Эй, ты, послушай, здоровяк!

Погреться хочешь? Есть работа.

Получишь за неё медяк.

 

    Когда Михайло Васильевич заканчивал Академию, никто уже не смеялся, потому что его в числе нескольких «в науках достойных учеников» послали продолжать учение в Петербург.

 

Чтец

 Михайло в Петербурге чином,

Он  в Академии наук,

Коротким днём и ночью длинной

В трудах не покладая рук.

Всё, что открыто. Знаменито

С рожденья мира, изучи:

От будущих времён сокрытых

В прошедших днях  лежат ключи

 

И всё Михайле мало, мало –

Так воду жаждущие пьют.

Казалось, знаний не хватало,

Пробел, глядишь, то там, то тут.

 

Слайд 12

  • Итак, 1 января 1736 года Михаил вместе с другими учениками Спасских школ прибыл в Петербург. Свершилось!  Он, сын помора, Михайло Ломоносов – студент академического университета! Трудности науки его не страшили, напротив, радовали: чем больше их, тем вернее дорога!

Слайд с портретом Г.Крафт

  • Ломоносов посещает лекции по экспериментальной физике, которые читал Г.Крафт, с большим прилежанием занимался математикой под руководством  Василия Адодурова, изучал философию, минералогию, много внимания уделял иностранным языкам, в особенности немецкому.

Слайд 13 Бородино и др. книги.

  • В Петербурге же зародилась и страсть к поэзии, к технике стихосложения. Вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера Ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством.

 

  • "Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь", — писал Ф.М. Достоевский.

 

  • На уроках чтения, литературы вам предстоит знакомство с поэтическим наследием М.В.Ломоносова. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир. Всё это многогранное литературное наследие Ломоносов завещал вам, своим потомкам.

 

Слайд 14

  • Тем не менее, Россия в то время остро нуждалась не в поэтах, а в   специалистах горного дела. В сентябре 1936 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов ( с Дмитрием Виноградовым и Густавом Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения горного дела.

 

Слайд 15

  • В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа. Здесь он познакомился с новейшими теориями  в области физики и химии.

Слайд 16

  • Христиан Вольф стал для русского студента Михайлы Ломоносого  Учителем с большой буквы. Это был не только педагог, но и человек исключительной доброты.

 

Слайд 17

  • В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил 1739 по 1741 гг.

Слайд 18

  • В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук.

Слайд 19

  • Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1942 года Ломоносов был определён в Академию адъюнктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания.
  • Итак, именно Ломоносов основал при АН первую химическую лабораторию.  Как вы уже поняли: химия- была любимым предметом Михайло Васильевича.

 

  • 25 июля 1744 г.  Ломоносов получил звание профессора химии Петербургской Академии наук.

Слайд 20

  • Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;

Слайд 21

  • Во время проведения электрического опыта погибает от удара молнии Рихман. Ломоносов  в статье «Слово о явлениях воздушных» в 1753 году пишет… «не думаю, чтобы внезапным поражением нашего Рихмана натуру испытывающие умы устрашились и электрической силы в воздухе  законы изведывать перестали; но паче уповаю, что всё своё речение на то положат. С пристойной осторожностью, дабы открылось, коим образом здравие человеческое от оных смертоносных ударов могло быть покрыто».
  • Ломоносов дал правильное объяснение таким явлениям, как молния, независимо от Франклина предложил молниеотвод.

 

 

Слайд 22

  • Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
  • Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

 

Слайд 23

  • Он первый в мире географ-полярник;
  • В метеорологии, Ломоносов был пионером, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.
  • Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Он сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
  • Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».

 

 Слайд 24

  • Занимался историй изготовления фарфора;

Слайд 25

  • Возродил производство цветного стекла и создал со своими учениками мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
  • 9 января  1757 года, Ломоносов издаёт учебник «Российская грамматика»
  • В июле 1758 г. закончил работу над первым томом «Российской истории».
  • Он написал исторический труд «Древняя российская история».

 

 

Слайд 26

   Именно М.В.Ломоносов открыл первый российский университет в Москве. "Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы". По настоянию Михайло Васильевича Ломоносова обучаться в университете было разрешено не только дворянам, но и детям простого звания.

 

Чтец

Достойны ль мы тебе хвалу воздать?

 О, просветитель, реформатор и поэт!

 За эти пять десятков лет

 Не прекращал ты поднимать

 Могучую Российскую державу,

 Не думал даже опускать

 Ни рук своих златых,

 Ни гордую главу.

И ты любовью вечной Россию полюбил,

 И, словно своей честью, Россией дорожил.

 Из мрака и невежества Россию поднимал

 И в одах своих дивных державу воспевал.

 О, ты не просто академик,

 Ты гений, ты творец, титан,

 Ты создал новые науки,

 Открыл врата познанья нам!

(Ю.Егурцова)

 

 Слайд 27

  • 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Заключительное слово

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на "величайшую степень величества, могущества и славы".

 

Чтец

О Ломоносов, бог познанья!

 Мы отдаём тебе признанья.

 Ты наш учёный, наш поэт,

 Наш первый университет.

Достойны ль мы хвалу взносить

 Тебе, о Человек, деянья чьи

 Так велики и так могучи,

 Сравниться с ними даже кручи

 Гигантов-гор не смеют.

Нет, ты не бог,

 Не наделён божественной ты властью.

 Но разумом божественных высот достиг,

 О Человек, что испытал всё и проник.

Ты умер, но деяния твои живут.

 И будут помнить их не один век.

 И люди память твою свято чтут.

 О гений, ты — чудо-Человек!

(Н.Бутерина)

 

    Путь Ломоносова не был усыпан розами, он не пользовался поддержкой окружающих, вся его жизнь проходила в борьбе за право работать. Против него ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с немцем Шумахером, руководившем тогда академией. Они не могли простить гордости, независимости и, прежде всего, гениальности «крестьянскому сыну». Но что они могли сделать? Не выплатить или задержать жалование. Послать жалобу ко двору? Однажды Ломоносова целых 8 месяцев держали под домашним арестом. И что же? Этот период оказался едва ли не самым плодотворным в жизни учёного. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не могли сочинить за всю свою жизнь!

    Труды Михайлы  Васильевича были широко известны не только у нас, но и по всей Европе: он публиковал их на латыни, международном языке науки того времени. Его работы читали Вольтер и Дидро, а Шведская и Болонская академии избрали его своим членом.

    Ломоносов осознавал свою историческую миссию. России, входившей на мировую арену, нужна была своя наука, и должен был найтись человек, который мог бы заложить её основы. И он действительно пришёл – пришёл пешком в Москву с рыбным обозом.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 3930 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 ne-nado-la-la  
Спасибо огромное за Ваш труд. Это лучшее из прочитанного мною о Ломоносове. Очень доступно, прекрасный слог, легко усваивается ребенком.

2 olga_smirnova_67  
Всегда рада помочь!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]