Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.04.2024, 02:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Лекция 2. «В мире информации».
27.02.2011, 05:42

Ход урока.

 

I. Объяснение нового материала.

 

                   Информация  (от латинского - informatio - «изъяснение», «изложение») - сведения, данные, факты, которые, будучи получены из опыта, наблюдения или путём размышления, зафиксированы в материальной форме для сообщения кому-либо другому или самому себе.

                    Представление об информации с неизбежностью предполагает наличие трёх моментов:

  1. содержание информации, т.е. её смысл,
  2. материальный носитель информации, будь то лист бумаги, колебания воздуха или последовательность электрических импульсов,
  3. код - соглашение о способе представления различной информации на данном носители, без знания которого невозможно понять смысл полученной информации.

         Первые начертания, смысл которых нам понятен, - изображения животных на стенах пещер, сделанные нашими далёкими предками десятки тысяч лет назад. Однако между ними и письменностью - дистанция огромного размера.

         Для передачи информации изначально использовались так называемые предметные знаки: ракушки, камешки, кости и перья животных, узелки и т.д. Такой знак может, например, указать на наличие целого класса аналогичных предметов (именно на этом принципе строится заполнение витрин магазинов, когда выставляются только некоторые предметы из ассортимента). В другом случае предметный знак выступает как символ понятия, предмета или целой ситуации. Так, в романе Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ», получение «чёрной метки» означает разжалование капитана в рядовые.

         Наиболее типичные  функции таких знаков связаны с обозначением принадлежности, статуса, собственности, с магией и со счётом. Забор - один из первых знаков собственности, корона или скипетр - знаки власти и положения в обществе, хрустальный шар - символ ясновидения, а камешки давно превратились в костяшки счётов.

         Вероятно, именно со счётом были связаны знаки, переходные от предметов к изображению. Это зарубки на палке, которыми обозначают долг. Когда нанесённые на какую-либо поверхность значки используются уже не только для счёта, но и для передачи развёрнутых сообщений, возникает идеографическое, т.е. картинно-изобразительное письмо, нечто среднее между рисунком и знаковым письмом. Картинка в целом могла изображать некую ситуацию, как в наскальной живописи, но в ней уже выделялись элементы, не столько изображающие, сколько обозначающие отдельные элементы ситуации.

         Закрепление отдельных знаков за определёнными понятиями, возможность их использования для описания разнообразных ситуаций означают переход к словесному, или иероглифическому, письму. В нём начертанный знак обозначает слово. При этом начертание всё больше схематизировалось, теряло сходство с первоначальным изображением, ассоциировалось уже не с самим предметом, а со словом. Происходил переход к письму, кодирующему уже не непосредственно действительность, а человеческую речь.

         Последний шаг к письменности в современном понимании был связан с взаимодействием цивилизаций и культур. Финикийцы, купцы и мореплаватели, приспособили для своих нужд позаимствованные у египтян иероглифы, упростив их начертание и не вдаваясь в исходное значение этих значков, а используя их для передачи слогов собственного языка. Так появилось слоговое фонетическое письмо. В нём отдельный значок передавал сочетание гласного и согласного, а знаки исчислялись уже не тысячами, как в иероглифическом письме, а десятками.

         Наконец, греки. Переняв письменность финикийцев, сделали последний, решающий шаг: они отделили гласные от согласных и стали передавать одним значком - буквой один звук. Именно греки создали знакомое всем нам звуко-буквенное, или алфавитное, письмо, явившееся заключительным этапом в общей истории письма. По такому пути шли все исторические письменности.

         Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

         Отличительные черты:

  • увелечение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей; (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

         Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б.Клинтона – А.Гора; информационное общество – появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали – в канадских, британских и американских публикациях.

         Сегодня термин информационное общество прочно занял своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, учёных. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

         Информационная культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе. С помощью создаваемых людьми знаковых систем.

         Информационная среда - это, собственно, среда нашего обитания. Всё содержит информацию. Всё что-то означает. Умей только «считывать», не ленись обращать внимание. Вот например, попробуйте ответить на вопрос, какая информация о тебе самом (о твоих качествах, чертах характера, привычках) закодирована в твоей одежде.

         Но мы назовём информационной средой специально организованные системы источников информации или документов: книгу, библиотеку, архив, музей, Интернет.

         В каждой из этих систем применяются свои информационно-поисковые языки (ИПЯ), свои пути поиска, правила пользования.

         Информационное поведение. В области работы с информацией каждый должен знать, где искать нужные сведения, какие бывают источники информации. Каждому нужно представлять, по каким критериям лучше оценивать добытую или полученную информацию. Знать основные способы переработки информации и уметь выбрать из них те, что наилучшим способом помогут решить конкретную задачу. Нужно уметь фиксировать информацию: делать выписки, составлять тезисы, конспекты. Иметь навыки свёртывания информации до символа, знака, формулы. Знать как грамотно оформить свой текст: реферат, доклад, сочинение, статью.

        Конечно, бывают темы слишком сложные, а ситуации поиска запутанные. Тогда обращаемся за помощью к специалисту. Но как приятно и удобно самому ориентироваться в информационно-поисковых средствах библиотеки и Интернета, в тексте и справочном аппарате разного вида изданий: словарях, энциклопедиях, печатных каталогах, прайс-листах, буклетах, указателях литературы!

         Такой опыт приобретается постепенно в процессе самостоятельной работы в библиотеках, в Интернете, с книгами и электронными продуктами (материалами на СD и DVD).

 

II.          Закрепление.

 

         Ответьте на вопросы:

  1. Раскройте значение понятия «информация».
  2. Как вы понимаете термин «Информационное общество»?
  3. Что следует понимать под термином «информационное поведение»?
  4. Закончите фразу: «Информационная среда – это…».
  5. Закончите фразу: «Информационная культура это - …»

 

Конспект, понятия.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 1312 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]