Главная » Файлы » Мои файлы |
27.02.2011, 05:42 | |
Ход урока. I. Объяснение нового материала. Информация (от латинского - informatio - «изъяснение», «изложение») - сведения, данные, факты, которые, будучи получены из опыта, наблюдения или путём размышления, зафиксированы в материальной форме для сообщения кому-либо другому или самому себе. Представление об информации с неизбежностью предполагает наличие трёх моментов:
Первые начертания, смысл которых нам понятен, - изображения животных на стенах пещер, сделанные нашими далёкими предками десятки тысяч лет назад. Однако между ними и письменностью - дистанция огромного размера. Для передачи информации изначально использовались так называемые предметные знаки: ракушки, камешки, кости и перья животных, узелки и т.д. Такой знак может, например, указать на наличие целого класса аналогичных предметов (именно на этом принципе строится заполнение витрин магазинов, когда выставляются только некоторые предметы из ассортимента). В другом случае предметный знак выступает как символ понятия, предмета или целой ситуации. Так, в романе Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ», получение «чёрной метки» означает разжалование капитана в рядовые. Наиболее типичные функции таких знаков связаны с обозначением принадлежности, статуса, собственности, с магией и со счётом. Забор - один из первых знаков собственности, корона или скипетр - знаки власти и положения в обществе, хрустальный шар - символ ясновидения, а камешки давно превратились в костяшки счётов. Вероятно, именно со счётом были связаны знаки, переходные от предметов к изображению. Это зарубки на палке, которыми обозначают долг. Когда нанесённые на какую-либо поверхность значки используются уже не только для счёта, но и для передачи развёрнутых сообщений, возникает идеографическое, т.е. картинно-изобразительное письмо, нечто среднее между рисунком и знаковым письмом. Картинка в целом могла изображать некую ситуацию, как в наскальной живописи, но в ней уже выделялись элементы, не столько изображающие, сколько обозначающие отдельные элементы ситуации. Закрепление отдельных знаков за определёнными понятиями, возможность их использования для описания разнообразных ситуаций означают переход к словесному, или иероглифическому, письму. В нём начертанный знак обозначает слово. При этом начертание всё больше схематизировалось, теряло сходство с первоначальным изображением, ассоциировалось уже не с самим предметом, а со словом. Происходил переход к письму, кодирующему уже не непосредственно действительность, а человеческую речь. Последний шаг к письменности в современном понимании был связан с взаимодействием цивилизаций и культур. Финикийцы, купцы и мореплаватели, приспособили для своих нужд позаимствованные у египтян иероглифы, упростив их начертание и не вдаваясь в исходное значение этих значков, а используя их для передачи слогов собственного языка. Так появилось слоговое фонетическое письмо. В нём отдельный значок передавал сочетание гласного и согласного, а знаки исчислялись уже не тысячами, как в иероглифическом письме, а десятками. Наконец, греки. Переняв письменность финикийцев, сделали последний, решающий шаг: они отделили гласные от согласных и стали передавать одним значком - буквой один звук. Именно греки создали знакомое всем нам звуко-буквенное, или алфавитное, письмо, явившееся заключительным этапом в общей истории письма. По такому пути шли все исторические письменности. Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:
Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б.Клинтона – А.Гора; информационное общество – появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали – в канадских, британских и американских публикациях. Сегодня термин информационное общество прочно занял своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, учёных. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. Информационная культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе. С помощью создаваемых людьми знаковых систем. Информационная среда - это, собственно, среда нашего обитания. Всё содержит информацию. Всё что-то означает. Умей только «считывать», не ленись обращать внимание. Вот например, попробуйте ответить на вопрос, какая информация о тебе самом (о твоих качествах, чертах характера, привычках) закодирована в твоей одежде. Но мы назовём информационной средой специально организованные системы источников информации или документов: книгу, библиотеку, архив, музей, Интернет. В каждой из этих систем применяются свои информационно-поисковые языки (ИПЯ), свои пути поиска, правила пользования. Информационное поведение. В области работы с информацией каждый должен знать, где искать нужные сведения, какие бывают источники информации. Каждому нужно представлять, по каким критериям лучше оценивать добытую или полученную информацию. Знать основные способы переработки информации и уметь выбрать из них те, что наилучшим способом помогут решить конкретную задачу. Нужно уметь фиксировать информацию: делать выписки, составлять тезисы, конспекты. Иметь навыки свёртывания информации до символа, знака, формулы. Знать как грамотно оформить свой текст: реферат, доклад, сочинение, статью. Конечно, бывают темы слишком сложные, а ситуации поиска запутанные. Тогда обращаемся за помощью к специалисту. Но как приятно и удобно самому ориентироваться в информационно-поисковых средствах библиотеки и Интернета, в тексте и справочном аппарате разного вида изданий: словарях, энциклопедиях, печатных каталогах, прайс-листах, буклетах, указателях литературы! Такой опыт приобретается постепенно в процессе самостоятельной работы в библиотеках, в Интернете, с книгами и электронными продуктами (материалами на СD и DVD). II. Закрепление. Ответьте на вопросы:
Конспект, понятия. | |
Просмотров: 1328 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |