Главная » Файлы » Мои файлы |
27.02.2011, 06:28 | |
Ход урока 1. Из глубины веков. На прошлом уроке мы узнали, что автором и издателем первой книги был первобытный человек, который воплотил свои замыслы в наскальных рисунках. Когда-то наступил и черёд камня, на них изображали сцены быта, охоты, земледелия, скотоводства – всё то, чем жили тогда люди, что занимало и волновало их. Сейчас, спустя многие тысячелетия, творчество древних предстало перед нами в виде многочисленных выдолбленных в камне знаков – рун и контурных рисунков, так называемых петроглифов. Их находят в различных районах, как нашей страны, так и во многих других странах. В горах Армении, на высоте более трёх тысяч метров над уровнем моря, экспедиция Института археологии и этнографии республиканской Академии наук выявила более двух тысяч разрисованных глыб, на которых запечатлены сцены охоты, скотоводства. Это целый музей, каменные экспонаты которого были созданы в V-ІІІ тысячелетиях до нашей эры. Сотни местонахождений древних рисунков открыты на территории Монголии. Изображения выбиты на скалах, иногда в труднодоступных горных местах, на плоских камнях в полупустынных местностях, на стенах пещер. Большая часть этих петроглифов относится к эпохе бронзы и раннего железного века (более трёх тысяч лет назад). Рисунки изображают различных животных, зверей, сцены охоты, ритуальные танцы, колесницы в упряжках, табуны коней и всадников. Стоит чуть-чуть отвлечься и попытаться представить школьную библиотеку, высеченную на камне. Поневоле проникнешься уважением к безвестным творцам слова. 2. Происхождение библиотек. Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям. А что же означает слово «библиотека»? (Ответы учащихся) В переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище», «библиотека» - это «хранилище книг». Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамсеса ІІ1 археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В Древнем Египте были библиотеки, которые назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. Как вы уже поняли, писали египтяне свои книги на папирусе. Папирус – это растение, которое в древности в изобилии росло по берегам Нила. Египтяне научились изготавливать из него тонкий хрупкий светло-коричневый писчий материал. Писали на нём деревянными палочками чёрными или красными чернилами. Процесс изготовления папируса был сложным и длительным. Готовый материал склеивали в длинную узкую ленту, к концам которой прикреплялись реечки. Лента сворачивалась в свиток. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к нему прикрепляли деревянные ярлыки с названием рукописи. Римляне, которые тоже писали на папирусе, называли эти ярлыки титулюрсами. Отсюда и произошло название «титульный лист» - лист с названием. Фонд знаменитой Александрийской библиотеки, одного из семи чудес Древнего мира, составлял до 800 тысяч текстов на многих языках. Библиотека активно пополнялась правителями Египта. Согласно легенде, во время голода в Афинах Птоломей ІІІ2 согласился продать грекам хлеб только с одним условием – ему дадут скопировать редкие книги. Греки согласились дать книги под очень большой залог золотом, а Птоломей решил оставить книги себе, лишившись залога. Ведь он понимал, что знания гораздо ценнее благородного металла. Тем обиднее, что Александрийская библиотека не сохранилась. Пожар 273 года уничтожил редкие издания. Соперничать с Александрийской могла только библиотека в государстве Пергам, которое находилось на территории современной Турции. Его правитель Евмен ІІ3 решил превзойти прославленное чудо. Когда об этом узнали в Египте, то запретили вывозить папирус за пределы государства. В Пергаме же папирус не рос. Именно тогда и был изобретён новый материал для письма – пергамент. Пергамент, или хартия – бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетрадион», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. А называлась такая книга «кодекс». Страницы готовой книги заключали в прочный переплёт из деревянных досок, обтянутых кожей. Отсюда и пошло выражение «Прочесть книгу от доски до доски». Переплёт особо ценных книг украшали золотом и драгоценными камнями, делали золотые застёжки. Пергамент активно использовался вплоть до изобретения бумаги и ещё долго соперничал с ней. Ведь у него огромное преимущество и перед бумагой – он прочнее и долговечнее. Но, с другой стороны, пергамент – очень дорогой материал. Для рукописи в 700 страниц нужно было забить целое стадо животных. Бумага обходилась намного дешевле. В древности книги переписывались от руки, и занимались этим переписчики. Роль ручки выполняло гусиное перо. Первую букву абзаца рисовали красной краской – отсюда и пошло выражение писать с «красной строки». Не один год уходил на создание такой книги. В истории книги бытовали и глиняные таблички. На влажной мягкой
глиняной дощечке размером чуть больше тетради – 32 на 22 сантиметра – и толщиной Создавали люди и деревянные книги. Они появились ещё в I веке н.э. Книга изготавливалась так: на страницы-дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем несколько дощечек соединяли шнуром в книжечку. Книги на пальмовых листах существовали в странах Востока, из папируса – в странах Средиземноморья. Более четырёх тысяч лет, примерно до середины VІІ века нашей эры, папирус служил основным материалом для письма египтян. В записях на папирусе отражалась государственная и общественная жизнь народа, были написаны художественные произведения, составляющие гордость древнего мира. Если доведётся побывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, сможете увидеть за стеклом витрины папирусы с рисунчатыми письменами, начертанными рукой человека, жившего в ХIII столетии до нашего летоисчисления. Что же такое папирус? Это многолетние
водное растение. Его можно сравнить с нашим камышом, но такое сравнение будет
приблизительным. Стебель папируса гладкий, с треугольным сечением в поперечнике
достигает пятиметровой высоты. Его венчает зонтичный цветок в форме кисточки.
Берега афинских озёр и рек, в том числе и священного Нила, скрывают плотные
заросли папируса. Эта трава больше похожа на пальмы и напоминают густой
затопленный лес. Воистину царь-трава, поэтому египтяне и придумали ей соответствующее название –
папирус, что значит «царский». Правда, не величиной папируса восхищались
египтяне, а теми «царскими» дарами, которые давало это растение. Главный дар
папируса – писчий материал, предок бумаги, так и названный – «папирус». Делали
его так: из нижней, наиболее толстой
части стебля папируса делают заготовки. Их очищают от внешней оболочки, а затем
сердцевину разрезают ножом по вертикали на тонкие, одинаковой толщины полоски
длиной 30 и Чтобы полоски стали эластичными и приобрели полупрозрачный кремовый оттенок, их многократно вымачивают в воде, а в перерывах между этими операциями прокатывают вручную тяжёлой деревянной каталкой. Готовые полоски те, что длиннее, раскладывают на столе по белой хлопковой ткани внахлёст, а те, что короче, размещают перпендикулярно вторым слоем также внахлёст. Потом их кладут под пресс для удаления воды. Так образуется лист папируса. Несколько таких листов, разделённых суконными прокладками, укладывают в стопы и обезвоживают на прессах. По мере удаления влаги полоски прочно скрепляются между собой волокнами, находящимися на их поверхности, и становятся сухими. Такой папирус годен к употреблению для письма. Писчий материал – не единственный дар папируса. Из стеблей папируса плели рогожи и циновки, делали канаты, изготовляли ткани и обувь, строили лёгкие и прочные лодки. Корневища и нижнюю часть стеблей более молодых растений использовали в пищу. Кроме того, в лишённом лесов Египте корневища использовались как топливо и для изготовления домашней утвари. На протяжении веков папирус был самым главным практичным писчим материалом, пока его не вытеснила изобретённая в Китае бумага. В разные исторические эпохи писали на
металлических зеркалах (этруски в Риме), свинцовых, медных, серебряных и даже
золотых пластинах. На свинцовых пластинах был начертан один из первоначальных
текстов гомеровской «Илиады». Яса Чингис -хана – сборник монгольского обычного
права, составленный Чингис -ханом после его избрания в Книги во все времена были величайшей ценностью, до книгопечатания доступной совсем не многим. Древнеримский философ Сенека описал некого римлянина, постоянно державшего при себе рабов, каждый из которых знал наизусть все произведения какого-нибудь знаменитого поэта. Живая «библиотека» обходилась хозяину дешевле, чем настоящая. 3. История русской книжности. История русской письменности и книжности тесно связана с историей русского народа. От Киева до Новгорода, от Дуная и Днепра до Волги гремели устные сказания о богатырях. В теремах и избах рассказывались сказки. Предавались исторические предания, пелись песни. В тихих кельях усердно переписывались летописи и жития, повести и хождения. Люди ценили учение книжное, «ибо ум без книг, аки птица опешена. Якоже она взлетети не может, такоже и ум недомыслится разума без книг». Книга всегда была в почёте на Руси. Народ хранил память о своих героях. Их имена сохранились в памяти народа как символ доблести и славы. Былины, летописи, красноречивые проповеди киевлянина Иллариона и «русского Златауста» Кирилла, смолянина Климента, который «был книжник и философ», наставительное «Поучение» Владимира Мономоха, горькое «Моление» Данила Заточника5. Дошли до нас былина о Садко, рассказывающая о приключениях новгородского гостя в подводном царстве, былина о новгородском воине-богатыре Василии Буслаеве6. В Берестяные грамоты. «Окном в исчезнувший мир» стали для нас берестяные грамоты. На Руси в ХІІІ – XІV столетиях распространённым материалом для письма была кора берёзы – береста. Она употреблялась особенно широко на севере. В Новгороде при раскопках обнаружено более 600 так называемых берестяных грамот, написанных заострёнными костяными стержнями. Береста как писчий материал совершенно не терпит хранения на воздухе. Любой берестяной свиток очень быстро начинает сохнуть, трескается по прожилкам, а затем разваливается. Чтобы берестяное письмо надолго сохранилось, нужно держать его под прессом, не давая ему скручиваться. В земле берестяные грамоты сохраняют форму свитка и оказываются достаточно прочными. Значит они попадали в неё сразу же по прочтении т.е текст носил временный характер, это были различные записи феодальных повинностей и хозяйственных распоряжений. Каждый берестяной документ можно сравнивать с небольшим осколком зеркала, навсегда запечатлешим крохотную, случайно отразившуюся в нём частицу давно исчезнувшего мира, благодаря архнологическим изысканиям, разбитое зеркало будет собрано, перед нами будет виден весь средневековый Новгород, в живых подробностях и деталях. Можно позавидовать будущим историкам, которые сведения об истории Новгорода, его экономике, политике, культуре будут черпать не из сотен, а из тысяч берестяных Русь рукописная. До середины ХVI века русская литература была рукописной. До середины ХIV – материалом для письма на Руси служил пергамент. Лист пергамента разлиновывается специальным приспособлением – керакской, чтобы строчка ровною получалась. Почерк у писцов крупный, чёткий, «уставом» именуется такой почерк. Каждая буква стоит отдельно от другой, а заглавные выписаны красной краской – киноварью. Много веков спустя останется в русском языке выражение «писать с красной строки». Чернила для рукописей делались из чернильных орешков, вишнёвого клея и пёстрого мёда. В рукописи ХV века из библиотеки Троицко-Сергеевой лавры рекомендуется «…мелко истолочь чернильные орешки и просеять их через сито, затем полить кислым и пресным мёдом и смешать с вишнёвым клеем, после этого в раствор опустить 12 пластинок железа и поставить сосуд в тёплое место на три дня. При этом смесь следует трижды в день размешивать, испытывая её сладость языком и процеживать». Цвет чернил получался настолько стойким, что не изменялся в течение столетий. Перепиской книг занимались монахи, священники, дьяконы и «мирские люди». В богатых монастырях или при княжеских дворах создавались мастерские, в которых переписывались, переводились и иллюстрировались книги. Над рукописной книгой трудились: доброписец чернописный, который писал основной текст; статейный писец – он воспроизводил вязь киноварью; заставочный писец – его обязанностью было рисовать заставки и буквицы; живописец иконный – он рисовал миниатюры; златописец – этот покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр; три мастера оформляли оклад. В заглавных буквах (инициалах) рукописных книг ХІV-XV веков встречаются изображения гусляров, охотников с соколами, рыбаков с сетями, скоморохов. Переплёты рукописных книг изготовляли из досок, обтянутых тисненой кожей, шелком и бархатом. Богатые владельцы книг «одевали»их в драгоценные оклады из серебра, инкрустировали драгоценными камнями. Иногда книгописцы делали приписки. Например, один из них в 1407 году написал: «Помоги, Господи, рабу своему Кузьме: дай ему рука крепка, а сердце бы ему быстро, а око бы ему зорко, а ум трезв». В XІV-XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это время появились былины, задушевные грустные песни, отразившие тоску русских людей о свободе, печаль о судьбе русской. В этот период получили широкое распространение летописи. Возникают летописные своды. Славная победа русских воинов на Куликовском поле воспета в «Сказании о Мамаевом побоище»6 и в поэме «Задонщина»7. Сохранились записки некоторых русских путешественников, в том числе впечатления Новгородца Стефана8 о его поездке в Константинополь. Особый интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина9 «Хождение за три моря». В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трёхлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Чёрному морям. Никитин первый из европейцев (на 30 лет раньше Васко да Гамы10 совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: «Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей!» Одним из литературных жанров в ХІV-XV веках были жития11. Из них мы узнаём о жизни князей, митрополитов, основателей монастырей. Особую известность приобрели «Слово житии князя Дмитрия Ивановича»12 и «Житие Сергея Радонежского»13. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана III в Новгород и другие. Но эра летописи заканчивалась… В ХVI
веке бурно развивалась культура, просвещение, создавались школы. Богатые
землевладельцы и горожане для обучения своих детей нанимали домашних учителей.
Возникли училища, в которых готовили духовенство. Книг не хватало. Стоили они
очень дорого. Переписка одной книги занимала несколько месяцев. К тому же сам
процесс изготовления пергамента был делом нелёгким, требовалась определённая
сноровка, терпение и, конечно же физическая сила. Чтобы получить из кожи тонкий
и прочный материал, нужно было проделать целый ряд операций – промыть кожу,
удалить шерсть, высушить, разгладить, отшлифовать. Снова просушить, снова
разгладить и т.д. В России пергамент начали делать в ХV веке, а до того
покупали за границей. Свод законов древнего Новгорода «Русская правда» написан
на пергаменте в 4. Изобретение бумаги. В то время когда в странах Средиземноморья, Малой Азии и Европы процветала эпоха папируса и пергамента, в другом конце мира – Китае уже знали бумагу. Она пришла на смену тонким бамбуковым дощечкам и склеенной вдвое ткани, которые до этого китайцы использовали как материал для письма. Ремесло изготовления бумаги в Китае
известно с незапамятных времён. Об этом говорят исторические хроники, и это подтверждают
находки последнего времени. В 105 год нашей эры называли датой изобретения бумаги в Китае. Новые находки отодвигают её на 150-200 лет глубже. Следовательно, возраст бумаги составляет более двух тысячелетий. Изобретателем бумаги было принято считать крупного китайского государственного чиновника Цай Луня. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрёл не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почётная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора. Археологические находки проливают свет на то обстоятельство, что бумага существовала до истории Цай Луня. В данной ситуации его никак не назовешь первооткрывателем. Скорее всего, он был способным рационализатором, сумевшим обогатить опыт многих безвестных мастеров. Первобытный способ изготовления бумаги заключался в том, что тестообразную массу для неё получали путём растирания между камнями размоченной в дождевой воде внутренней волокнистой части сучьев шелковичного дерева или молодого бамбука. Цай Лунь предложил выполнять эту операцию с помощью каменной ступы и деревянного песта, что проще и легче. Для следующей операции – формования бумажного листа – он использовал сито, отказавшись от разлива массы на какую-нибудь гладкую поверхность. Были найдены им и некоторые новые волокнистые растения, легко поддающиеся обработке. Позже в технологию изготовления бумаги вносились новые усовершенствования. Волокнистые материалы с добавкой золы или гашённой извести варили в котлах на открытом огне. К тяжёлому деревянному песту прикрепляли рычаг, который нажатием ноги поднимал и опускал пест. В бумажных мастерских появился пресс для отжима воды из стопок бумаги. Новшеством было и то, что в бумажную массу начали вводить добавки в виде животного клея. Это позволяло укреплять связи волокон в бумажном листе. Так, развитие бумажного производства поднималось с одной ступеньки на другую. Но процесс этот шёл медленно. Проходило немало времени, прежде чем то или иное новшество внедрялось в практику. На рубеже II и III веков и в последующий период бумага в Китае не считалась редким материалом. Кроме письма она находила применение и в бытовых целях, в торговле. Но всё это было только в пределах Китая. Ближайшие соседикитайцев – корейцы
искусству изготовления бумаги научились во II, а японцы – VI в. В VII веке
бумага проникла в Персию, далее в Аравию где это мастерство переняли арабы. В
ХI арабы бумагу привезли в Европу. Её производство было прежде всего налажено в
Испании, в городах Валенсия, Таледо, здесь начали вырабатывать бумагу в В ХVII и ХVIII веках производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпьё и старую бумагу. Стоимость трепья – основного сырья для производства бумаги – быстро росла. Особенно она увеличилась в период семилетней войны (1756-1762), когда громадное количество трепья потребовалось для госпиталей. Поэтому начались усиленные поиски заменителей трепья. Одним из первых заменителей стала солома ржи, пшеницы, овса. Она широко применялась на многих фабриках Бельгии, Франции, Германии. Солома давала прочную блестящую бумагу, отличающуюся плотностью, прозрачностью и так называемой звучностью. Довольно широко для производства бумаги, особенно в Англии, использовалось эспарто (степной ковыль). Для этого же пытались применить камыш, осоку, сено. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, а в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось в качестве сырья для производства бумаги использовать свекличный жом, рогожи, корье, торф, листья, мох, водоросли, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов всё вытеснила древесная масса и целлюлоза. Появление писчей бумаги в России
относят ко времени княжения первого собирателя русской земли Ивана Даниловича Калиты. Первая бумажная
фабрика была построена в России в ХVI веке в селе Ивантеевка под Москвой. Она
называлась тогда «Бумажной мельницой», т.к. основной машиной для производства
бумаги служила водяная мельница. Пётр I в 1716 году основал крупную бумажную
фабрику близ новой столицы. В Во второй половине ХVІІІ столетия выделкой бумаги, кроме Москвы и Петербурга, славились города Ярославль и Калуга. В России, как и в Западной Европе, первоначально стало широко использоваться в качестве сырья солома. Целлюлозу из неё делали предприятия в Петербурге, в Виленской губернии. Некоторые фабрики производили бумагу и из сена. На бумажной фабрике в Одессе белая масса вырабатывалась из камыша. На бумаге из камыша был даже напечатан один номер местной газеты «Одесский вестник». В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы. Практически всем нам, так или иначе приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумали с целью сохранить наше зелёное богатство – лес. Не успокаиваются и учёные. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость от общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскивают заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают книги из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из … морского песка. Воистину, нет предела человеческой мысли. А вот о том, как создавались книги на бумажных носителях, кто впервые придумал печать и клеймо мы поговорим на следующем уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛЕКЦИИ «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГ» Бумага старых книг.
До конца ХVІІІ в. Бумагу повсеместно делали, как в первом веке вручную. Расскажем об этом словами очевидца, который изложил свои наблюдения языком, на котором говорили и писали в ХVІІІ веке. «Бумага, ныне употребляемая, делается из старых тряпиц или ветошек, которые уже больше ни к чему не годятся. Белыя и тонкия холстинные ветошки предпочитаются всем другим; шерстяныя же и шёлковыя годятся токмо для серой бумаги, но и для сей надлежит примешивать к ним несколько холстинных. Бумага перебывает более нежели в 30 руках, прежде нежели совсем будет готова. Тряпки по высушении разбираются во первых по цвету и тонкости их, и потом очищаются для приготовления из них бумаги различной доброты. По сем разделении оставляются оне на согниение, и гниют до тех пор, пока в том месте, где положены, нельзя будет держать руки более нескольких минут. Потом секут их сделанными нарочно для сего клещами в мелкие куски, величиною дюйма в полтора, складывают в небольшие деревянные кадки, обитыя железными обручами, для перенесения в каменн | |
Просмотров: 24599 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |