Приветствую Вас Гость!
Среда, 25.12.2024, 08:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

« Историческая динамика культуры и культурогенез»
27.02.2011, 05:40

Лекция 1. « Историческая динамика культуры и культурогенез»

 Понятие «культура». Общечеловеческие ценности и культурное наследие.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения культуры, терминологическим аппаратом данной области знания, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, познакомить с грандиозной историей человеческой культуры, отражающей огромный творческий потенциал, который заложен как в каждом отдельном человеке, так и в сообществе людей.

Задачи:

1. формирование ценностных ориентиров относительно разнообразных явлений и тенденций как культурно-исторического процесса в целом, так и явлений духовной жизни современного мира.

2.    выработка умений адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых исторических условиях.

3. расширение кругозора учащихся, повышение их интеллектуального уровня.

4. выработать умение ориентироваться в многообразии культурного наследия

 Ход  урока

1. Вступление.

         Тема сегодняшнего урока « Историческая динамика культуры и культурогенез». Сегодня на уроке мы должны разобраться в истории возникновения культуры, узнать, что содержит в себе понятие «культура» и какие изменения претерпевает культура в различных исторических формациях.

2. Основная часть.

         Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

         В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Подчас высказывается мнение, что найти полноценное невозможно.

         Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

         Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций. Конкретных обществ, народностей и наций, (например, античная культура, культура майя), а также специфичность сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

         В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

         Первоначальное понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (возделывание почвы, обработка земли и пр.т.е аграрный смысл, например зерновые культуры), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формировало уверенность в способности культуры удовлетворять все потребности и запросы человека. Культура рассматривалась как  обработка человеческой души, окультуривание человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины 18 века, более или менее сходные направления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами (например, жэнь в китайской традиции, драхма в индийской традиции).

         Эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное своё отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «культура», зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,  позитивно оценивавший городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Изменение в понимании культуры было связано с изменением условий жизни человека, с переоценкой им значимости результатов собственного труда. Ремесло становится лидирующим видом человеческой деятельности, что и даёт человеку право ощутить себя носителем культуры. Город превращается в доминанту жизненного пространства, а города-полисы ещё в античности понимались как пространство обитания культуры.

         В эпоху средневековья слово «культура» стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. Наряду с этим, весьма существенную роль играл и характерный для рыцарства культ доблести, чести и достоинства. В этот период времени слово «культура» употребляется крайне редко, уступив место слову «культ».  В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Французские просветители 18 в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещённому и культурному состоянию. Культ разума становится синонимом культуры. На это понятие обращают всё больше внимание, как философы, так и историки.

         Философский подход к культуре характеризуется тем, что в жизни общества выявляются определённые закономерности, с помощью которых и устанавливаются как причины зарождения культуры, так и особенности её развития. Философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. При этом культура понимается как «способ бытия» общества.

         Культуру часто называют «второй природой». Такое понимание было характерно ещё для Демокрита, который называл мир человеческого творчества «второй натурой». Но, противопоставляя природу и культуру, нельзя забывать, что культура - прежде всего природный феномен хотя бы потому, что её творец, человек, - творение природы. Создавая мир культуры человек использует ресурсы природы, раскрывает собственный потенциал. Но если бы человек не переступал пределов природы, то не было бы и культуры. Культура, следовательно, есть, прежде всего, акт преодоления природы, выхода за границы инстинктов. Она рождается через преодоление человеком органической предопределённости своего вида. Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчёлы, например, строят великолепное архитектурное сооружение - соты. Паук безошибочно мастерит орудие лова - паутину. Бобры строят плотины. Муравьи воздвигают муравейники. Представители животного мира способны создать нечто такое, что в природе не существует. Однако деятельность названных живых существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено природной программой. К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук создать соты для мёда. Культура - это деятельность, преодолевающая биологическую предопределённость.

         Природа и культура действительно противостоят друг другу. Но, по выражению русского философа П.А.Флоренского, они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой. Человек как носитель культуры лишь обладает и преобразует стихийное. Человеческие творения возникают первоначально в мысли, в духе и лишь затем объективируются в знаки и предметы.

         Результаты культуротворческой деятельности человечества принято называть артефактами.

         Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии государственных форм правления.

         Культура - 1) определённый уровень развития общества, творческих сил человека, выраженный в различных формах его жизни и деятельности.

2) Создаваемые людьми материальные и духовные ценности. 

         Под материальными ценностями (материальной культурой) подразумевают орудия труда, памятники быта, технологии и т.д. Под духовной культурой понимается наука, религия, мораль, нравственность, художественная культура (в том числе искусство, литература).

         Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе. Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рождённой им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.

         Культура  - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюм - культура. Вот камень. Он оторвался от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.

         Давайте запишем современное значение понятия «культура».

 Культура (от латинского - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

         Действительно, содержание культуры - это процесс развития человека. Человек - объект и субъект культуры, т.е человек следствие культуры. Он же и создатель культуры.

         Культура - явление сложное, многогранное. Отметьте у себя.

Функции культуры.

1) гносеологическая (познавательная) функция, насколько мы знающие, информированные о мире и о самих себе.

2) гуманистическая функция - уровень человеческой свободы, развития человека.

3) нормативная (регулятивная) функция т.е. культура как совокупность социальных норм, культура как средство адоптации в обществе.

4)Ценностная или аксиологическая функция, культура как ценность (т.е.существование неких разделяемых всеми общих нравственных ценностей: этикет, добро, зло).

5) семиотическая или знаковая функция, культура как знаковая система. Так язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (головой покачал - несогласие, кивнул - согласие и т.д.). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

         Существуют сотни, приблизительно около четырёхсот определений культуры. Все эти определения можно разделить на 5-ть групп в зависимости от аспекта, на который делается акцент.

  1.  культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой, нормами этики и этикета.
  2. Культура как показатель общего уровня развития общества.
  3. Культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил.
  4. Культура как система ценностей и представлений того или иного класса.
  5. Культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

         Культура в социологии (в широком смысле) - специфическая, генетически ненаследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов, взаимодействия с окружающей средой, которая вырабатывается в совместной жизни.

         Социология - это наука об обществе.

         Культура (в узком смысле) - представлена в социологии как система коллективно разделяемых ценностей образцов и норм поведения присущих определённой группе людей.

         При самом общем социологическом подходе к культуре выделяют следующие значения культуры:

  1. культура как общеразделяемая система ценностей, символов и значений;
  2. культура как то, что постигается человеком в ходе своей жизни, деятельности;
  3. культура - это всё то, что передаётся от поколения, к поколению не генетическим путём, т.е. путём социального наследования.

         Культура - это система социально приобретённых и трансформируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, правил поведения, посредством которой люди организуют свою жизнедеятельность.

         В культуре присутствуют два начала: объективное и субъективное. Объективное - это мера и способ практического освоения человеком окружающего мира. Насколько человек возвысил себя над природой. Субъективное начало культуры - мера человеческого в человеке. Стремление овладения человеком самим собой, своими внутренними силами, ресурсами (раскрытие талантов, способностей). Умение управлять собой, самоконтроль, дисциплинированность, пунктуальность и т.д.

         Существует культурное многообразие. Субкультура - это разновидность определённой сложившейся в обществе культуры, например, российская культура, китайская культура. Наука, изучающая культуру, называется культурологией. Культурология сравнительно молодая дисциплина, её рождение относят к 18 веку. Отметьте у себя:

 Культурология - логос - учение о культуре.

         Всю историю развития культурологической мысли можно разделить на три этапа, по названию парадигм (от греческого - пример, образец, отражает видоизменения культурологической мысли с течением времени), которые главенствовали в этот период времени:

  1. Эмпирическая парадигма. С древних времён идёт процесс накопления знаний о культуре.
  2. Эволюционистская теория (эволюция Дарвина). Все народы и культуры проходят одни и теже этапы развития, следовательно, националистический настрой. Европоцентризм - насаждение своей культуры вследствие чего многие культуры исчезли к рубежу 19 начала 20 -го веков
  3. Плюролистическая пародигма. Основная идея - у каждой культуры свой путь развития, каждая культура уникальна, самоценна.

         Основные функции культуры:

  1. Социализирующая функция культуры - воспитательно-образовательная, готовит новое поколение людей-личностей.
  2. Интегрирующая функция культуры - объединяет, сближает людей придерживающихся одних взглядов (например, союз художников, союз писателей, общество книголюбов).
  3. Регулирующая функция культуры -  направляет, регулирует деятельность людей в определённое заданное обществом русло на основании норм социокультуры.

         Другим важным понятием, связанным с изучением современного состояния культуры является понятие культурной динамики.

Культурная динамика - раздел теории культуры, в рамках которого рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности.

     Понятие «культурная динамика» тесно связано с понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения включают любые трансформации в культуре, в том числе и такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности. Культурная динамика обозначает только те изменения, которые имеют целенаправленный и целостный характер, отражают определённые, ярко выраженные тенденции. Антонимом, антиподом, понятия «культурная динамика» выступает понятие «культурный застой», состояние длительной неизменности и повторяемости норм и ценностей культуры. Застой следует отличать от устойчивых культурных традиций. Он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют всякие попытки обновления. Процессы культурной динамики выступают как проявление способности культуры адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям существования. Побудителем культурной динамики является объективная необходимость адаптации культуры к меняющейся жизненной ситуации.

         С понятием культурная динамика тесно связано понятие культурогенеза.

Культурогенез  - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.

         Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры, как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающим культурной динамике времени направлений и феноменов.

3. Заключение.

  В заключение к сегодняшнему уроку хочу дать вам определение культуры современного немецкого философа, автора книги «Культура постмодернизма» Пётера Козловского. Определение дано на основе глубоких размышлений о сути культуры и её роли в современном мире.

«То, что люди делают с собой, с природой, как ведут себя по отношению к окружающим, есть культура, созданный ею мир. Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке, символах и представленный в человеке мир, противостоящий природе».

4. Домашнее задание. Конспект, выучить понятия.

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 4275 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]