Главная » Файлы » Мои файлы |
01.03.2011, 11:57 | |
Библиотекарь: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении», - так сказал об ораторском искусстве Марк Тулий Цицерон, считавшийся одним из самых красноречивых людей своего времени. Но ведь умение говорить хорошо необходимо каждому: для достижения уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. А это и значит быть оратором. Все вы, наверное, знаете, что в русском языке существуют устойчивые словосочетания, значения которых не выводится из значения слов, их составляющих. Эти словосочетания называют фразеологизмами. Например, «не солоно хлебавши», «взять в оборот», «бить баклуши» и многие другие. Использование фразеологизмов делает речь более живой и афористичной. Но, чтобы правильно их употреблять. Нужно точно знать их значение. «ПОДБЕРИ ГЛАГОЛ ПО СМЫСЛУ» (Командам поочерёдно зачитываются фразеологизмы. Они должны к каждому подобрать слово с тем же значением.) Повесить нос - приуныть; Вставлять палки в колёса - мешать; Надуть губы - обидеться; Пускать пыль в глаза - обманывать, хвастать; Наступить на пятки - догонять; Втирать очки - обманывать; Делать из мухи слона - преувеличивать; В зубах навязло - надоело; Найти дорогу к сердцу - понравиться; Сесть в лужу - оказаться в смешном положении, потерпеть неудачу. «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ» Библиотекарь: Остроумие и изящество вашей речи смогут придать русские пословицы и поговорки, особенно если они произнесены к месту. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о речи и языке. Произносите их по очереди, проиграет та команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку. Язык острее бритвы; Ради красного словца не пожалеет и отца; Язык до Киева доведёт; Язык без костей, что хочет, то и лопочет; Ты ему по секрету, а он всему свету; Ты ему слово, а он тебе два; Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами; Говори, да не заговаривайся; Когда больше двух. Говорят вслух; Слово не воробей, вылетит - не поймаешь; Из песни слова не выкинешь; Язык мой - враг мой; Мели, Емеля, твоя неделя; Ветер рушит горы, а слово - дружбу; Слово - серебро, а молчание - золото; Умные речи и слушать приятно; С умным разговаривать - ума набираться. «ЗА КЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО» Библиотекарь: Оратору необходимо обладать умением быстро и точно подбирать эпитеты. Например, осень можно назвать золотой, ранней, поздней, солнечной, тёплой, печальной, дождливой, нарядной, разноцветной и т.д. Давайте посмотрим, как велик ваш словарный запас... (Команды выстраиваются друг против друга. Библиотекарь вместе с мячом «бросает» первому члену команды какое-либо слово (например, «друг»). Задача игрока - передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову («верный друг»). Главное условие: мяч должен пройти через всех игроков, а определение нельзя повторять. Проигрывает команда, оставившая у себя мяч. Предлагаем использовать слово «солнце» и «город».)
Хороший оратор - человек эрудированный. Эрудиция - это широкая и многосторонняя осведомлённость о многих вещах, явлениях, в широком смысле - обо всём. Но зачастую оратору приходится полагаться на свою находчивость. Он должен уметь не растеряться в трудной ситуации, найти выход, уметь применять не только знания, но и воображение. «АГНОНИМЫ» Библиотекарь: Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть агнонимы - это те слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им - по незнанию - приписываем. Например, в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка». Попробуйте подобно деду Щукарю, объяснить значение некоторых слов и придумайте предложение с этими словами. Атараксия (невозмутимость); Баггинг (подслушивание при помощи электронных устройств); Вивисекция (вскрытие живого животного с целью изучения физиологии); Эпигонство (нетворческое, механическое следование традиционным приёмам, стилю и т.п., подражание). (Ребята пишут на листочках значения этих слов, которое сами им придумали.) А теперь можете найти в словаре настоящие значение этих слов. (Команды находят данные слова в толковых словарях и зачитывают их значения.) «СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ» Библиотекарь: Это конкурс на находчивость. Ваша задача - написать за три минуты рассказ, где все слова будут начинаться на одну и ту же букву. (После выполнения задания каждая команда зачитывает свой рассказ.) «ОДНОЙ СТРОКОЙ» Библиотекарь: Оратор должен уметь выделить главную мысль, акцентировать на ней своё внимание слушателей. Каждый день телевидение, радио и печать обрушивает на человека море информации. Новости бывают разные - большие и маленькие. Есть такие короткие, что для них сложилось особое название: «новость одной строкой». Попробуйте придумать однострочное сообщение о событии, происшедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять данных мною слов. (Выдаёт командам карточки с пятью существительными.) Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл. Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение. Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей. «ИНТОНАЦИЯ» Библиотекарь: Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части. Первая - это содержание речи: слова и предложения. Вторая - это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. Возьмем алфавит и прочитаем его с разной интонацией: как: Некролог; Признание в любви; Приговор суда; Репортаж с футбольного матча. «РЕЧЬ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ» Библиотекарь: А теперь мы подошли к самому главному. Попытаемся произнести настоящую речь. Но перед этим я дам вам ещё несколько практических советов, которыми необходимо руководствоваться во время выступления. Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец случайное и второстепенное. Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении. Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение. Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на построение, малозначительные для сути дела проблемы. Факты, сведения и примеры. В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы. Ну что ж. С учётом всего вышесказанного попробуем произнести речь! ТЕМЫ Осенние каникулы слишком короткие. Молоко пить полезно. Море - лучший доктор. Память можно развивать. (Командам даётся 5 минут на подготовку, затем представители команд зачитывают речи.) Библиотекарь: Итак, хороший оратор должен уметь говорить правильно и использовать в своей речи такие приёмы, как: употребление цитат, фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, поговорок, юмористических моментов. Оратору необходимо обладать широкой эрудицией и находчивостью. Речь необходимо построить так, чтобы она была краткой и касалась существа вопроса. Стоит придать речи эмоциональный оттенок и поработать над интонацией. Кроме того, нужно соблюдать определённую логику изложения. Это всего лишь некоторые из тех правил, которым нужно следовать, чтобы грамотно и чётко выстроить любое выступление перед аудиторией. (Подводятся итоги конкурсов, определяется победитель.) ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство. - М.: Юнити-Дана, 2004. Сопер П.С. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. - М.:Феникс, 2005. Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. - М.: КОРОНА - принт, 1997. | |
Просмотров: 1835 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |