Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 19:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Дар слова.
01.03.2011, 11:57
   

Библиотекарь: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении», - так сказал об ораторском искусстве Марк Тулий Цицерон, считавшийся одним из самых красноречивых людей своего времени.

         Но ведь умение говорить хорошо необходимо каждому: для достижения уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. А это и значит быть оратором.

         Все вы, наверное, знаете, что в русском языке существуют устойчивые словосочетания, значения которых не выводится из значения слов, их составляющих. Эти словосочетания называют фразеологизмами. Например, «не солоно хлебавши», «взять в оборот», «бить баклуши» и многие другие.

         Использование фразеологизмов делает речь более живой и афористичной. Но, чтобы правильно их употреблять. Нужно точно знать их значение.

 

«ПОДБЕРИ ГЛАГОЛ ПО СМЫСЛУ»

 

 (Командам поочерёдно зачитываются фразеологизмы. Они должны к каждому подобрать слово с тем же значением.)

 

Повесить нос - приуныть;

Вставлять палки в колёса - мешать;

Надуть губы - обидеться;

Пускать пыль в глаза - обманывать, хвастать;

Наступить на пятки - догонять;

Втирать очки - обманывать;

Делать из мухи слона - преувеличивать;

В зубах навязло - надоело;

Найти дорогу к сердцу - понравиться;

Сесть в лужу - оказаться в смешном положении, потерпеть неудачу.

 

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

 

Библиотекарь: Остроумие и изящество вашей речи смогут придать русские пословицы и поговорки, особенно если они произнесены к месту.

         Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о речи и языке. Произносите их по очереди, проиграет та команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку.

 

Язык острее бритвы;

Ради красного словца не пожалеет и отца;

Язык до Киева доведёт;

Язык без костей, что хочет, то и лопочет;

Ты ему по секрету, а он всему свету;

Ты ему слово, а он тебе два;

Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами;

Говори, да не заговаривайся;

Когда больше двух. Говорят вслух;

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

Из песни слова не выкинешь;

Язык мой - враг мой;

Мели, Емеля, твоя неделя;

Ветер рушит горы, а слово - дружбу;

Слово - серебро, а молчание - золото;

Умные речи и слушать приятно;

С умным разговаривать - ума набираться.

 

«ЗА КЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО»

 

Библиотекарь: Оратору необходимо обладать умением быстро и точно подбирать эпитеты. Например, осень можно назвать золотой, ранней, поздней, солнечной, тёплой, печальной, дождливой, нарядной, разноцветной и т.д. Давайте посмотрим, как велик ваш словарный запас...

 

(Команды выстраиваются друг против друга. Библиотекарь вместе с мячом «бросает» первому члену команды какое-либо слово (например, «друг»). Задача игрока - передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову («верный друг»). Главное условие: мяч должен пройти через всех игроков, а определение нельзя повторять. Проигрывает команда, оставившая у себя мяч. Предлагаем использовать слово «солнце» и «город».)

 

         Хороший оратор - человек эрудированный. Эрудиция - это широкая и многосторонняя осведомлённость о многих вещах, явлениях, в широком смысле - обо всём.

         Но зачастую оратору приходится полагаться на свою находчивость. Он должен уметь не растеряться в трудной ситуации, найти выход, уметь применять не только знания, но и воображение.

 

«АГНОНИМЫ»

 

Библиотекарь: Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть агнонимы - это те слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им - по незнанию - приписываем. Например, в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка». Попробуйте подобно деду Щукарю, объяснить значение некоторых слов и придумайте предложение с этими словами.

Атараксия (невозмутимость);

Баггинг (подслушивание при помощи электронных устройств);

Вивисекция (вскрытие живого животного с целью изучения физиологии);

Эпигонство (нетворческое, механическое следование традиционным приёмам, стилю и т.п., подражание).

 

 (Ребята пишут на листочках значения этих слов, которое сами им придумали.)

 

А теперь можете найти в словаре настоящие значение этих слов.

 

(Команды находят данные слова в толковых словарях и зачитывают их значения.)

 

«СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ»

 

Библиотекарь: Это конкурс на находчивость. Ваша задача - написать за три минуты рассказ, где все слова будут начинаться на одну и ту же букву.

 

(После выполнения задания каждая команда зачитывает свой рассказ.)

 

«ОДНОЙ СТРОКОЙ»

 

Библиотекарь: Оратор должен уметь выделить главную мысль, акцентировать на ней своё внимание слушателей. Каждый день телевидение, радио и печать обрушивает на человека море информации. Новости бывают разные - большие и маленькие. Есть такие короткие, что для них сложилось особое название: «новость одной строкой». Попробуйте придумать однострочное сообщение о событии, происшедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять данных мною слов. (Выдаёт командам карточки с пятью существительными.)

         Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение  имело хоть какой-нибудь смысл.

Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение.

     Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.

 

«ИНТОНАЦИЯ»

 

Библиотекарь: Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части. Первая - это содержание речи: слова и предложения. Вторая - это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. Возьмем алфавит и прочитаем его с разной интонацией: как:

Некролог;

Признание в любви;

Приговор суда;

Репортаж с футбольного матча.

 

«РЕЧЬ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ»

 

Библиотекарь: А теперь мы подошли к самому главному. Попытаемся произнести настоящую речь.

         Но перед этим я дам вам ещё несколько практических советов, которыми необходимо руководствоваться во время выступления.

Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец случайное и второстепенное.

Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на построение, малозначительные для сути дела проблемы. Факты, сведения и примеры.

В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

Ну что ж. С учётом всего вышесказанного попробуем произнести речь!

 

ТЕМЫ

 

Осенние каникулы слишком короткие.

Молоко пить полезно.

Море - лучший доктор.

Память можно развивать.

 

(Командам даётся 5 минут на подготовку, затем представители команд зачитывают речи.)

 

Библиотекарь: Итак, хороший оратор должен уметь говорить правильно и использовать в своей речи такие приёмы, как: употребление цитат, фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, поговорок, юмористических моментов.

         Оратору необходимо обладать широкой эрудицией и находчивостью. Речь необходимо построить так, чтобы она была краткой и касалась существа вопроса. Стоит придать речи эмоциональный оттенок и поработать над интонацией.

         Кроме того, нужно соблюдать определённую логику изложения. Это всего лишь некоторые из тех правил, которым нужно следовать, чтобы грамотно и чётко выстроить любое выступление перед аудиторией.

(Подводятся итоги конкурсов, определяется победитель.)

 

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство. - М.: Юнити-Дана, 2004.

Сопер П.С. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. - М.:Феникс, 2005.

Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. - М.: КОРОНА - принт, 1997.

 

.
Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 1810 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]