Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 06:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Чжурчжэньская эпоха.
25.02.2011, 17:29

Цель: дать полное представление о потомках мохэского этноса – чжурчжэнях

Ход урока.

         На прошлом уроке мы с вами познакомились с мохэтским этносом.

Мохэ делились на семь племён, назовите их.

( сумо, хэйшуй байшань, гудо, аньчегу, фуне, хаоши)

 

Давайте вспомним основные занятия мохэ.

(земледелие, скотоводство, коневодство, охота, рыболовство, собирательство, ткачество, гончарное дело, кожевенное дело, меновая торговля, изготовление орудий труда из металла)

 

Какие типы погребальных обрядов вы знаете?

1.захоронение в грунте, сразу после смерти;

2.вторичный;

3.трупосожение;

4.кенотафы (пустые могилы).

 

Что вы можете рассказать о религиозных воззрениях мохэ?

         Они верили в загробную жизнь и бессмертие души. Мохэсцы наделяли душами не только людей, животных, но и неживую природу.

 

В VΙΙ веке, на территории Дальнего востока возникло первое раннефеодальное государство.  Кем и когда оно было образовано?

(В 698 году, племя сумо – мохэ)

 

Какое название получило первое раннефеодальное государство, образованное в 698 г.?

Королевство Чжень.

 

В каком году королевство Чжень было переименовано в Бохай?

в 712г.

 

Кем  и когда было разгромлено государство Бохай?

В 926 г., монголоязычными киданями, создавшими на его развалинах империю Ляо.

 Объяснение нового материала.

         Мы продолжаем изучать народы Приамурья. Запишите тему сегодняшнего урока «Чжурчжэнская эпоха».

 

Чжурчжени – потомки мохэского этноса (хэйшуй), это не самоназвание народа, а термин, которым обозначили их кидани. Происходит он от киданьского слова «ньюгу» - золото. «Ньючжэнь», «ньюгучжень» - это «народ, живущий по реке Золотой».

Часть чжурчжэней покорилась киданям, а часть осталась непокорной – их иначе называли дикими чжурчженями, или ньючженями.

Изначально Чжурчжэньская культура формировалась в бассейне рек Сунгари и Амур. Однако в древности Амур не расценивали как единую водную артерию, а считали, что верхнее и среднее его течение – приток Сунгари. Нижний Амур – продолжение Сунгари, которая впадает в море.

         Поселения чжурчжэней. Жили чжурчжэни в неукреплённых и укреплённых поселениях  (городищах), которые располагались по берегам рек.

Городища – это укреплённые валами и рвами поселения.

В Амурской области чжурчжэньские крепости открыты около сёл Поярково (Гора – Шапка), Марково, Новопетровка Константиновс кого района. 

Жилища чжурчжэни строили двух типов: полуземлянки и наземные дома. Полуземлянки – это деревянные строения четырёхугольной формы, на несколько десятков сантиметров углублённые в землю. Средневековый источник по этому поводу пишет, что чжурчжэни строят дома, «вырывая ямы и заваливая их сверху лесом». Наземные дома строились на выровненной площадке.

         Обычно для строительства своих жилищ чжурчжэни использовали доски и брёвна, которые затем выстилали берестой или покрывали дёрном. Вход жилища обращён на восток. Обогревались дома каном.

         Кан представлял собой систему дымоходных каналов, выложенных камнем и проведённых внутри жилища, вдоль стен. Циркулирующий по кану тёплый воздух от очагов через долго сохраняющие тепло камни обогревал жилище. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается Земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут».

         О существовании общественных зданий  свидетельствуют останки храмового сооружения, обнаруженного на поселении в устье реки Тунгуска. Основанием этого здания служили каменные базы, украшенные выбивкой в виде лепестков лотоса. Для покрытия крыши использовалась серая черепица.

Многоотраслевое хозяйство чжурчжэней: Хозяйство у чжурчжэней было многоотраслевое.

  • гончарное, глиняная посуда, изделия из фарфора
  • металлургия (обработка чёрных цветных и драгоценных металлов). Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры владели такими технологическими приёмами, как ковка, сварка, клёпка кусков жести, кручение, литьё, паяние, штамповка, чеканка, волочение.
  •  Ткачество. Одевались чжурчжэни в одежду из ткани или шерсти. «Ткани для у них хорошего качества. Простое платье у них короткое, застёгивается на левую сторону. Женщины заплетают волосы в косу и укладывают её кольцом на голове. Мужчины (также) заплетают волосы в косу, но носят её свободно опущенной сзади. К ушам подвешивают золото, серебро, камни. Сзади в волосы вплетают цветные нитки. Богатые делают для себя украшения из жемчуга и яшмы и одеваются в тёмные шубы из тонкого холста собольим, ондатровым, лисьим или енотовым мехом. Бедные носят одежды из кожи коров, лошадей, свиней, овец, кошек, змей, собак и рыб».
  • Обувь чжурчжэни шили из меха, кож и украшали бусами.

Военное искусство чжурчжэней.

         Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные: гранёные (бронебойные) и имеющие уплощённое перо. Оригинальными, собственно чжурчжэньскими можно назвать наконечники стрел с поворотный функцией. «При попадании такую стрелу невозможно вытащить (из тела)».

         О тактике чжурчжэней ценные сведения дают средневековые письменные источники. «Если одержат победу, то приводят в порядок свои отряды и не спешат преследовать противника. Если потерпят поражение, то не рассыпаются, а собираются снова. Разрозненные отряды сливаются воедино. Они опять то атакуют противника, то отходят назад, произведя смятение в его рядах. Они дерутся так, как будто сами духи вступают в сражение, и, в конце концов, одерживают победу». 

Религия чжурчжэней.

         Сложна была религия чжурчженей. Она содержала в себе элементы анимизма, магии: чжурчжэни поклонялись небу, солнцу, воде, лесу. «В первый день Нового года кланяются солнцу и поздравляют друг друга. В праздник начала лета стреляют из луков в иву и приносят жертвы небу. Эти люди не знают порядка записи лет (т.е. календаря). Когда чжурчжэней спрашивают об этом, они отвечают: «Я вижу, как начинают зеленеть травы, и думаю: раз трава зазеленела, значит прошёл год».

          У чжурчжэней, особенно в ранние периоды процветал шаманизм. В

случае болезни они не приглашали врача и не принимали лекарств, а лечились колдовскими заклинаниями. «Заболеет человек, колдун убивает свинью, собаку и молится за него. Или же больного кладут в телегу и везут глубоко в большое ущелье и прячут его там. Если человек умирает, (близкие) разрезают себе кожу на лбу, кровь и слёзы во время оплакивания смешиваются. Называют это «проводы слезами кровью».

         «Мёртвых зарывают, но без гроба, - сообщают летописи. – Доминирует обряд трупоположения, т.е. обряд, по которому умершего клали на спину с подогнутыми в коленях ногами. Единичны случаи, когда покойный был положен скорченно набок или захоронён сидя.

         Во время похорон знатных лиц вместе с ними заживо хоронили любимых слуг и осёдланных лошадей, принося их в жертву. Употребляемое при жертвоприношении питьё и пища сжигаются без остатка»…

         По мимо шаманизма у чжурчженей  было распространен буддизм. В Корсаковском могильнике найдена объёмная литая, бронзовая с позолотой скульптурка стоящего Будды. Отражающим тот же культ можно назвать и изображение лотоса на керамике, подвесках.

Образование государственности чжурчженей. «Золотая империя».

         Государственность начинает складываться у чжурчжэней с середины ХΙ века. Формально их правители признавали сюзеренитет киданьской империи Ляо, но фактически правили лишь по собственным законам.

         Постепенно в чжурчженьской среде возвысился род Ванянь, представитель которого Агуда в 1115 г. объявил себя императором, а созданное государство – Цзинь (золотая империя). Есть две версии по поводу данного названия. Намекая на разгром империи Ляо («Железная»), Агуда, по преданию, провозглашая новую династию, сказал: «Хоть железо и прекрасно, оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золотоне ржавеет и не может разрушаться». По другим сведениям, Агуда назвал империю золотой по названию реки Аньчуху или Альчук, у которой обитал правящий род чжурчженей.

         Государство Цзинь было многонациональным и занимало огромную территорию, включая Приамурье, Маньчжурию и Северный Китай. Оно было разгромлено монголами в 1234 году.

 

§6

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olga_smirnova_67
Просмотров: 3128 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]