Главная » Файлы » Мои файлы |
25.02.2011, 17:05 | |
Цель: показать самобытность нанайского этноса, указать его происхождение и расселение. Ход урока. Самостоятельная работа. Мы продолжаем изучать аборигенные народы Дальнего Востока. Тема сегодняшнего урока посвящена самобытности нанайского народа. Отметьте у себя. Нанайцы – самоназвание, от нанайского слова «нанай», т.е. «местный, здешний человек». Гольды – это устаревшее название нанайцев. Численность населения в Российской Федерации – 12 тысяч человек. Места проживания: üХабаровский край на Амуре (р-ны Нанайский, Хабаровский, Комсомольский – 11,6 тыс. человек), üПриморский край, üна Сахалине. Письменность создана на базе латинской графике в 1931г., с 1963 переведена на русскую графику. История происхождения нанайского народа. Нанайцы – это аборигенные народы Нижнего Амура. Этническая основа нанайцев очень древняя. Археологи обнаружили, что в этом регионе жизнь людей с неолита почти никогда не прерывалась. На нижний Амур в разные исторические периоды приходили небольшие группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжуров, каждая смешивалась с предшествующим населением, формировались своеобразные местные этнические общности, поддерживавшие широкие связи как в пределах Нижнего Амура и Приморья, так и с Сахалином, Охотским побережьем, Маньчжурией. На народы Нижнего Амура в разной степени оказывали влияние выходцы из древних государств Дальнего Востока: Бохай и Цзинь. В 17 веке нанайцы поддерживали с Маньчжурией регулярные торговые отношения. Во 2-й половине 17 века здесь появились русские землепроходцы (Е. Хабаров, В.Поярков). По Айгуньскому договору 1858 и Пекинскому договору 1860г. Нижний Амур, Уссурийский край, Приморье были включены в состав России. Общественное устройство нанайского народа. Нанайцы
жили преимущественно малыми патриархальными семьями (в
Полигамные семьи (13,5 %) сохранялись в основном благодаря бытованию
обычая левирата. Семьи были независимой хозяйственной ячейкой. Нанайцы жили селениями, составлявшими территориально-соседскую общину. Семьи относились к различным родам. Родов было 20, численностью от нескольких сот, до нескольких десятков человек (самый большой род насчитывал 929 человек). Все, от крупных до самых малых, жили дислокально (разъеденённо). Семьи крупных родов по всему ареалу, на сотни километров друг от друга. Селения, как и роды, не имели фиксированных границ. Для малочисленных родов были характерны своеобразные «союзы» родов доха, в которые объединялись семьи 2-3-6-7 родов, члены которого были связаны обязательством кровной мести и соблюдения родового культа. Брак внутри этих родов был запрещён. Существовало патриархальное рабство. Соседские общины и роды сосуществовали одновременно. Ни род, ни селение не были владельцами земель, промысловых угодий, ими владели некоторые семьи. В ХVΙΙΙ – ХΙХ веках у нанайцев существовало имущественное расслоение. Богатства возрастали у отдельных охотников, но особенно у тех, кто занимался посреднической торговлей. Хозяйственная деятельность нанайцев. Огнестрельное оружие было известно со 2-й половине 19 века, однако лук и стрелы с костяными наконечниками изредка употреблялись ещё и в 1920 – х годов копья (гида), самострелы (дэнггурэ), трубы для приманивания лосей и оленей. Пушного зверя добывали преимущественно давящими ловушками разных видов. петлями, сеточками (на соболей). Крупных зверей караулили в охотничьих лодках (лодки для дальних поездок изготавливали из кедровых досок – плоскодонки, оморочки – долбленки берестянки служили для охоты и рыболовства) на озёрах ; зимой и весной ходили на лыжах по глубоким снегам, по насту. Хозяйство нанайцев было комплексным. Каждый мужчина был рыбаком и охотником, владел множеством инструментов: для обработки дерева (сооружение жилищ, лодок, нарт и т.д.), металла (изготовление крючков, копий, ремонт инструментов. украшений), сам изготавливал свои сети, ловушки и т.п. Существовало чёткое разделение мужского и женского труда; значимость того или другого была примерно равной: женщина при отсутствии мужчин рыбачила; в обычных условиях сохраняла впрок добытую мужчиной рыбу и мясо (запасы сушённого лосося во многих семьях хранились почти год), обрабатывала шкуры и кожи рыб и таёжных животных, шила из них, а также из тканей головные уборы, одежду, обувь для всей семьи, запасала дикорастущие съедобные и лекарственные растения, изготовляла берестяную и прочую утварь, предметы домашнего обихода. Она была хранительницей семьи, очага, кормила членов семьи. Быт нанайского народа. Нанайцы вели осёдлый образ жизни. Зимние и летние жилища, хозяйственные постройки были хорошо приспособлены к местным природным климатическим условиям. Зимники, четырёхугольные в плане, однокомнатные, повсеместно имели общие черты: столбовой каркас в основе стен (применяли пазовую технику при их возведении), двухскатную крышу с матицей, крытую снопами сухой травы, отсутствие потолка, глинобитный пол. Промежутки стен между столбами каркаса заполнялись жердями с плетёнкой из прутьев, обмазанных глиной. Отопление – два – три очага, дымоходы которых проходили под канами - низкими нарами вдоль стен и затем выводились в общую вертикальную трубу около дома. Зимний дом населяли две – три семьи семьи. Весной малые семьи разъезжались по рыбалкам на небольшие речки и озёра, строили облегчённые каркасные дома различных форм, крытые сеном, берестяными полотнищами, циновками. За время весенне - летней путины (два – три месяца) заготавливали рыбу, ягоды, травы, корни и другие дикие растения тайги. В зимние жилища на Амуре семьи возвращались ко времени хода лососевой рыбы (сентябрь).Здесь сосредоточивались основные хозяйственные постройки – срубные амбары на высоких сваях для имущества семьи, промысловых орудий, запасов сушённой рыбы для питания людей и отдельно корма для собак. Обычны были разнообразные по формам вешала для сушки рыбы, сетей, неводов. Традиционная пища нанайцев. Пища в основном из рыбы. Употребляли её в различных
видах: варёную, сырую (осётр, сазан). Консервировали рыбу также и с помощью
жареной рыбы «в порошке»; делали запасы рыбьего жира. Супы из свежей или
вяленной рыбы, а также из мяса, с множеством приправ – дикорастущих трав,
корней. Традиционная одежда. Традиционная одежда – распашная, халатообразная (с удвоенной по ширине левой полой). Изготавливалась из ткани (зимняя на вате), рыбьей кожи, ровдуги (грубой замши), различных мехов. Одежда рыбаков, охотников – мужские фартуки и малые нагрудники, куртки из шкур косули, замши, рыбьей кожи. Женская одежда состояла из длинного халата, коротких штанов и ноговиц, пристёгивавшихся к нательному поясу. Обувь шили из рыбьей, кабаньей и другой кожи. На голове летом носили большую берестяную коническую шляпу. Женщины носили под халатом нагрудник с металлическими подвесками. Характерным женским украшением была носовая серьга. Все части одежды нанайцы покрывали спиральным, а также животным и растительным орнаментом (петухи, драконы, лягушки, ящерицы). У разных этнографических групп существовали специфические особенности: ручные и ножные браслеты для детей и подростков обоего пола.
Религиозные воззрения нанайцев. Искусство нанайского народа. üОрнаментация интерьера (жилища); üОрнаментация утвари (тиснение по бересте); üВышивка на одежде, обуви, (богатство швов, орнамента); 2, Домашнее задание. читать конспект, подготовить сообщение о видах традиционной одежды | |
Просмотров: 6543 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |