Приветствую Вас Гость!
Пятница, 20.10.2017, 17:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Методическая деятельность школьного библиотекаря

2.Методическая деятельность

Районные методические объединения, конкурсы

Тема выступления

Результат

РМО по теме «Мониторинг читательской активности учащихся»

Сообщение «Дискуссия по проблеме читательской активности среди школьников»

Протокол от 13.04.2011г.

Районный конкурс «Самый читающий ученик»

Грамота победителя в номинации «Самый артистичный»

(Салимулина Анна)

Протокол

от 13.04.2011г.

РМО по теме: «Образовательно-познавательная среда школьных библиотек»

Открытый библиотечный урок «Где хранят вселенную?» по работе школьников со словарём, энциклопедией.

Протокол

 От 16.11.2011 г.

приказ

МУ Отдела образования

РМО по теме: «Школа информатизации – электронная библиотека, как основа информационной среды ОУ»

Из опыта работы «Электронная библиотека, как основа информационной среды ОУ»

Протокол

от 17.10.2012 г.

Районный заочный конкурс на лучшую методическую разработку библиотечного урока

Победитель конкурса в номинации «Новатор инновационных технологий»

Протокол

 от 20.11.2013 г.,

приказ

МУ Отдела образования

РМО по теме:

«Обучение школьников и функции школьных библиотек: компетентный подход»

 

Из опыта работы «Эффективность использования ресурсов сети Интернет»

Протокол

от 22.10.2013 г.

РМО по теме: «ФГОС и роль школьной библиотеки в его реализации»

Опыт работы

«Компьютерная каталогизация учебной литературы» Создание электронного каталога.

Протокол

От 25.02.2013г.

РМО по теме:

«Деятельность школьной библиотеки в условиях введения нового стандарта"

Мастер класс по теме:

«Современная шкальная библиотека»

Протокол

от

12.02.2014г.

3. Тема самообразования: «Формирование современной модели библиотеки: проблемы и перспективы».

«Воспитание, полученное человеком,       

 закончено, достигло своей цели,       

 когда человек настолько созрел,       

 что обладает силой и волей       

 самого себя образовывать в течение

 дальнейшей жизни, и знает способ       

 и средства, как он это может        

 осуществить в качестве индивидуума,       

 воздействующего на мир»                                                         

 А. Дистервег

Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности педагога-библиотекаря.

Тема самообразования предусматривает решение следующих задач:

1. Целенаправленное повышение профессиональных знаний педагога-библиотекаря;

2. Выработка  умений выстраивать собственную систему работы;

3. осуществлять обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем;

Тема самообразования направлена на освоение следующих видов профессиональной деятельности:

1.      обеспечение библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией работы школьной библиотеки (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов);

2.      участие в научно-исследовательской и методической работе общеобразовательного учреждения, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания.

3. Развитие профессиональной рефлексии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Тема по профессиональному самообразованию «Формирование современной модели библиотеки: проблемы и перспективы» в условиях модернизации системы общего образования  предназначена для повышения квалификации педагога-библиотекаря  обладающего базовыми профессиональными знаниями, а также практическим опытом профессиональной деятельности.

    В ней учитываются изменения в содержании деятельности школьной библиотеки в связи с модернизацией системы образования, новыми требованиями, предъявляемыми к библиотеке с реализацией ФГОС ОО и введением новой должности педагог-библиотекарь.

Основные направления развития  по самообразованию:

1.Основы законодательства Российской Федерации в области образования:

Изучить:

1.1Закон об образовании

 

 

Ознакомиться:

1.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

2.Государственная политика в образовании:

Изучить документ:

2.1Стратегия развития образования до 2020 года

Разработать программу развития школьной библиотеки, с учётом стратегии развития образования до 2020 г.

3.Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности:

Ознакомиться и применять на практике:

3.1Федеральный закон о библиотечном деле,

3.2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

3.3.Манифест школьных библиотек,

3.4.Положение о медиатеке,

3.5.Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения,

3.6. приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н «О внесении изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

 

3.7.Отраслевые федеральные законы: Закон о библиотечном деле,

3.8.Деятельность русской школьной библиотечной ассоциации.

3.9.Документы, регламентирующие деятельность библиотеки на уровне образовательного учреждения.

4.Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

Изучить:

4.1 Декларация прав ребёнка.

Изучить:

4.2.Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

5.Методика создания сайта школьной библиотеки

Освоить систему ucoz.ru.

Создать сайт школьной библиотеки.

6.Использование программы «МАРК-SQL версия для школьных библиотек» в работе библиотеки общеобразовательного учреждения библиотек

Понятие автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС). Требования к АИБС. Функциональное назначение: автоматизация основных библиотечных процессов. Применение ИКТ в каталогизации, особенности формирования и ведения электронных каталогов. Возможности автоматизации учета движения фонда, комплектования и книго обеспеченности. Автоматизация основных технологических процессов организации работы с читателем, книговыдачи, учета и обеспечения массовых мероприятий, а также формирования отчетной документации. комплектование, обработка литературы, печать стандартных выходных форм (каталожных карточек, книжных формуляров).

Практические навыки создания баз данных учебников, художественной литературы, периодических изданий.

Применять на практике.

 

1.Анализ работы над темой самообразования 

         С 2010  года  работаю над проблемой школьной библиотеки: «Формирование современной модели библиотеки: проблемы и перспективы».

Провела следующую работу:

Изучала нормативные документы:

  1. Федеральный закон о библиотечном деле;
  2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  3. Манифест школьных библиотек;
  4. Положение о медиатеке;
  5. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения;
  6.  приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н «О внесении изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  7. Отраслевые федеральные законы: Деятельность русской школьной библиотечной ассоциации.
  8. Документы, регламентирующие деятельность библиотеки на уровне образовательного учреждения.
  9. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Раздел «Развитие образования» обозначены основные установки Правительства РФ.  Планируется положить  в основу развития системы образования открытость образования  в отношении внешних запросов; применение проектных методов;
  10. Приоритетный национальный проект «Образование» призывает ускорить модернизацию российского образования, внедрение новых управленческих механизмов и подходов.

     Повышение профессионального уровня строилось на изучение журналов библиотечной и педагогической направленности.

  1. Большакова С.В. Центр развивающего чтения: стратегия в поддержку детства и книги / С.В. Большакова // Новая библиотека. -2009.-№2.-С.36-39.
  2. Голубева, Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: [науч.-метод, пособие] / Н.Л. Голубева. - М.: Литера, 2009. - 160 с. - (Современная библиотека; вып.42).
  3. Голубева, Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие / Н.Л. Голубева. - М.: Либерея-Бибинформ, 2006. -88с.
  4. Кабачек, О.Л. Культура vs Цивилизация: детская библиотека: парадигмы развития? // Библиотечное дело. - 2012. - № 18. - С. 18-21. - (Чтение в эпоху постмодерна).
  5. Лерман, Е.В. Увлекательное путешествие Синего чемоданчика: Новые методики продвижения чтения / Е.В. Лерман // Библиотечное дело. - 2012. - № 19. - С.17-18.
  6. «Манифест ЮНЕСКО о школьной библиотеке» ЮНЕСКО, 2000. См. Приложение 3, 4
  7. Никитина, Н.В. Где прячется Суок? Встречи со сказочными героями: [формирование культуры чтения младших школьников и приобщение детей к чтению] / Н.В. Никитина // Библиотечное дело. -2012. -№14.-С.21-22.
  8. Олзоева, Г.К. Пути активизации влияния на читателя: обмен опытом / Г.К. Олзоева // Новая библиотека. - 2006. - № 1. - С. 16-20.
  9. Плохотина, Т.М. Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке / Т.М. Плохотина // Библиотечное дело. - 2012. -№ 6. - С.20-22.
  10. Потехина, Ю.В. Возможность сайта детской библиотеки по рекомендации лучших образцов мировой художественной литературы / Ю.В. Потехина // Библиотековедение. - 2010. - № 4. -С.38-41.
  11. Труфанова, Е.В. «Особые» дети: коррекционные методики и сказкотерапия / Е.В. Труфанова // Библиотечное дело. - 2012. - № 8. - С.2-4
  12. «Руководство для школьных библиотек» ИФЛА, 1990; «Руководство для школьных библиотек, содействующих грамотности» ИФЛА, 1993;
  13. Тропичева Е.И. Электронный сводный корпоративный краеведческий каталог «Русский Север»: проблемы и перспективы. / Там же. С.271-274
  14. Шоломова, Н.Н. Летнее чтение в детской и школьной библиотеке: из опыта работы / Н.Н. Шоломова, Т.В. Пантбюхова. -М.: Чистые пруды, 2007. - 29 с. - (Б-чка «Первого сентября»: Библиотека в школе; вып. 1(13) 
  15. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. М., 2001, С.39
  16. Ярлыкова О.Г. Модели школьных библиотек— функционирующие и перспективные:Опыт Ханты<Мансийского округа —ж-л Школьная библиотека №5 2010 г.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстояло:

1.Изучение программных средств  по созданию электронной базы школьной библиотеки.

2.Внедрение в свою практику новых технологий: работа с электронными каталогами, редактирование библиотечного сайта.

3. Применять компьютерные технологии обучения  - как совокупность методов, приемов, способов, средств создания библиотечных  условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций библиотекаря по представлению, передаче и сбору информации.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий в передачи необходимой информации, в разработке современных мероприятий и библиотечных уроков.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ

  1. Изучить  литературу по данной проблеме:
  2. Включить в план по реализации проектной деятельности на библиотечных  уроках и мероприятиях.
  3.  Изучение опыта библиотекарей  – новаторов, методистов, передового опыта.
  4. Изучить опыт библиотекарей  новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Результаты самообразования  на указанном этапе:

  1. Успешно использую  мультимедийные  средства  при проведении библиотечных мероприятий.   1 октября 2013 г. педагог-библиотекарь провела беседу «Джеймс Фенимор Купер» о жизни и творчестве американского писателя, классика приключенческого жанра,  на основе мультимедийной презентации с прослушиванием отрывка из ауди-романа «Зверобой» гл.8. для учащихся 7 «А» класса (Новак Л.А.). Смотри CD диск в Приложение № 5 «Отзывы». Определяю,  в каком соотношении возможно включение  различных     мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.
  2. Разрабатываю  и провожу  мероприятия по собственным, новаторским технологиям.  В 2010 г. победитель в номинации «Оригинальная презентация». В 2013 г. победитель в номинации «Новатор инновационных технологий» в районном заочном конкурсе «Лучшая методическая разработка библиотечного урока». Смотри  Приложение № 2 «Почетные грамоты»
  3. Разработана  «Программа  развития школьной библиотеки на период 2012-217 гг.»
  4. Участник сетевых всероссийских педагогических сообществ: Dnevnik.ru;  сайт «Про школу»; сайт «Сеть творческих учителей» http://ok.ru/video/19529009801. См. Приложение № 4 «Статьи, публикации»
  5. Создан электронный каталог. Приняла участие 24.04.2010 г.  в районном методическом объединении школьных библиотекарей: «Информационное обеспечение школьных библиотекарей: «Информационное обеспечение образовательного процесса» и выступила с сообщением по теме: «Виды и алгоритмы биографического поиска». На МО  от 25.02.2013 г. поделилась опытом работы по созданию электронного каталога.  См. Приложение № 5  «Отзывы»
  6. По результатам исследований в сетях Интернета, проведённых мною, разработан сайт школьной библиотеки доступный пользователям http://biblio1.ucoz.ru Своим опытом по созданию и оформлению библиотечного сайта поделилась на РМО 17.10.2012 г.  Тема доклада: «Школа информатизации - электронная библиотека, как основа информационной среды ОУ» см. Приложение  №5 «Отзывы».
  7. Периодически провожу  самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываюсь о результатах работы над темой самообразования на МО, провела 12.02.2014 г. мастер-класс по теме «Современная школьная библиотека» см. Приложение № 5  «Отзывы».
  8. Изучила Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Произвела Акт сверки библиотечного фонда МОБУ Новобурейской СОШ № 1  в соответствии с Федеральным  списком экстремистского содержания  от  25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пункт 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313  и установила, что перечисленная в списке экстремистская литература, статьи,  CD диски отсутствуют в  библиотечном фонде МОБУ Новобурейской СОШ № 1.См. Приложение №1 «Документы».

4. «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Школа – это,  прежде всего, книга»

                          В.А.Сухомлинский          

 

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт,

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть ещё и библиотекарь.

Волшебник, в мире книг живёт,

Всё для читателя найдёт.

В библиотеку мы идём,

Как в свой родной, любимый дом.

 

              В школьной библиотеке я проработала 21 год. Многие говорят: «Скромная должность и статус невысок». Но у меня на это другая точка зрения: ведь не место красит человека, а человек – место. Проработав в школе более 20  лет, я по-прежнему чувствую себя новичком, который жадно впитывает в себя всё новое, необычное, нестандартное, что является очередным «ключиком» к душе ребёнка, который всегда ждёт чуда первого открытия. Я постоянно нахожусь в поиске, пробую, ошибаюсь и снова включаюсь в работу, в эксперимент. Я с удовольствием поделюсь с вами открытием, которое стало не только моим жизненным кредо, но и принципом любимой работы. Всем известная фраза Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир…» имеет в том же романе логическое продолжение: «…если найдёт отклик в сердце каждого». О какой красоте идёт речь? Конечно, духовной. И это позволило мне, влюбившись в жизнь,  детей,  литературу, найти формулу своей педагогической деятельности: «Любовь спасёт мир!». Эти слова можно поставить в основу моей педагогической философии.  Читая художественные произведения, постигая  «заповеди» великих писателей,  мои читатели извлекают нравственные уроки и учатся любить себя, людей, страну, учатся быть толерантными. 

          Опыт работы накапливается с каждым годом. Всем известны традиционные формы работы с книгой; громкие чтения, читательские конференции, библиотечные  уроки, литературные КВНы, обзоры новинок литературы. Но чтобы постоянно развивать и поддерживать у ребят интерес к книге использую нестандартные, занимательные формы, такие, как игра, поиск, общение с применением современных информационно-коммуникативных технологий. Традиционными стали такие  мероприятия,как праздник «День книги», «Посвящение в читатели»,  «День весёлых вопросов»,  «Путешествие в страну Литературию», «Фитобар», «Мама, папа, я – читающая семья ».

     Обязанности педагога-библиотекаря  выполняю с удовольствием. Видеть результат своей деятельности не трудно, ведь  когда у детей загораются глаза, когда они с нетерпением хотят отвечать  на поставленные вопросы, отпадают всякие сомнения по поводу важности и нужности должности педагога-библиотекаря.

    Тропинка, которая ведёт учеников в библиотеку, начинается с первого класса. Не беда, что ещё малыши не умеют читать. Пусть пока рассматривают картинки, иллюстрации к книгам, а взрослые познакомят их с замечательными историями, героями сказок. Здесь они учатся любить книгу, любить Родину. Первая экскурсия первоклассников в школьную  библиотеку начинается с рассказа  про неряху Гришку Скворцова из книги С.Я.Маршака «Книжка про книжки». На празднике посвящения в читатели Королева Книга, повелительно хлопая в ладоши, приказывает своим пажам  Буратино и Красной Шапочке довести до всех читателей убедительную просьбу Книги

 (слайдовая презентация -  семь основных правил о том,  как сохранить книгу).

      Библиотека сравнима с очагом, к которому тянутся все, чтобы отогреться душой. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя. Очень важно как можно раньше помочь им приобщиться к искусству чтения.

     У учащихся среднего школьного возраста, надо признать, снижается интерес к книге. В связи с этим самая важная задача для меня – это вернуть читателя в библиотеку, прививать ему постоянную потребность к книге, без которой немыслимо воспитание культурного, образованного поколения. Именно в этом возрасте утверждаются нравственные идеалы и ценности, в чём большую помощь может оказать художественная литература. Этот возраст важен ещё и тем, что круг интересов подростков становится, настолько широк, что чтение, к сожалению, не занимает первого места в их жизни. Для того, чтобы усилить читательский интерес ребят, научить их глубже разбираться в прочитанном, провожу  в классах такую форму работы, как обсуждение книги или конференции по книге. Некоторые скажут, что работа ведётся устаревшими методами. Я считаю, что мероприятия эти не столь громкие, не столь показательные, но воспитательное их значение,  несомненно, велико. Успех такого мероприятия во многом определяется тем, насколько удачно выбрана для обсуждения книга, действительно ли она может заинтересовать ребят. Всё это крайне важно учесть, потому что неудачно выбранная книга может охладить отношение детей к мероприятию и чтению.

   Современная  школьная библиотека - это важнейший социокультурный институт отвращения детей от влияния улицы и предупреждения дурных привычек в виде курения, наркомании, насилия над собой и над другими.

   Важно неотлагательное привлечение внимания широкой общественности к проблеме развития школьного библиотечного дела, расширение диапазона профессионального общения заинтересованных людей и, самое главное, возрождение отечественных традиций культуры чтения в школьной библиотеке.

   Вопрос привлечения к чтению детей всех возрастов приобретает неоценимое значение, а задача эта вполне разрешимая. 

   Важно лишь всеобщее понимание по- настоящему громадного значения художественного чтения в жизни каждого человека.

Дверь открою, а за мной гурьбой ребята:

О, побольше б интересных книг.

Не в обиде я, что шуму многовато,

Не в обиде я, что много суетни,

И не важно, что усталость донимает,

Я ведь знаю, что такое счастье?

Счастье я сейчас не представляю

Без своих читателей вихрастых!

        (  С. Бестова )