Приветствую Вас Гость!
Среда, 23.08.2017, 05:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Руководство чтением.

...  

ОТКРОЙТЕ КНИГУ ДЕТЯМ 

Руководство чтением. Списки чтения.

Беседа для родителей, педагогов.

 

         Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с целью поговорить о культуре чтения наших детей. О том как же мы должны осуществлять руководство чтением. Главный смысл руководства чтением в том, чтобы с малых лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю потребность в том, чтобы, читая, размышляя о жизни, о себе, о человеческих отношениях получать от этого величайшее наслаждение.

         Сегодня мы будем говорить об ошибках взрослых, последствия которых - нелюбовь детей к чтению, и о том, как эти ошибки исправить.

         Маленький ребёнок, который с замиранием сердца слушает, как родители читают ему сказку, и требует читать ему ещё и ещё, - идеальный читатель. Он испытывает самую настоящую радость от чтения. И мы готовы бесконечно дарить ему эту радость и радоваться вместе с ним. Но вот он пошёл в школу, научился складывать буквы в слова. Вот теперь-то он не должен просить почитать ему. Он может и должен читать сам. «Читай!» - говорим мы ему. Даниэль Пеннака французский писатель, педагог утверждает «Глагол читать не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с другими: «любить», «мечтать» ...

         Попробовать, конечно, можно. Попробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!», «Да читай же, паразит, кому сказано - читай! - Марш к себе и читай!»

         Результат?

         Никакого.

         Он уснул над книгой».

         И это первая ошибка и первое предательство взрослых. Мы оставляем его с книгой, когда он ещё не готов остаться с ней на едине.

         Мы все с готовностью повторяем: надо читать. Это стало догмой. Это не подвергается сомнению. Это повторяют все: и те, кто читает, и те, кто редко берёт книгу в руки. Мы заставляем ребёнка читать. Но нам и в голову не приходит поделиться с ним собственной радостью от чтения? И это второе предательство.

         Мы оправдываем себя тем, что у нас не хватает времени на чтение. Времени читать никогда и ни у кого нет. Как, впрочем, и времени любить. Однако мы никогда не скажем, что у нас нет времени любить. «Чтение никак не связано с регламентом жизни общества. Оно, как и любовь, просто образ жизни».

         Поэтому в отсутствии интереса к чтению нельзя винить телевизор, компьютер, наше особое время, систему образования. Виноваты мы все, взрослые, которые допускают, чтобы наши дети думали о себе, что они не любят читать. Это иллюзия. Наша задача - вернуть радость чтения детям.  

         Главным методом воспитания является «слово» - самое важное и самое трудное, что есть в педагогике. Но «слово» воздействует только в том случае, если ребёнок «хочет быть хорошим» и ему позарез надо узнать, как им стать. Книга - это тоже слово - слово великих поэтов, писателей, учёных и просто умных, талантливых и благородных людей.

         Библиотекарь выступает против расхожего мнения, будто дети сами разберутся, что в жизни хорошо, а что плохо, и утверждает, что нравственный и гражданский облик человека формируется только в результате целенаправленной и последовательной педагогической деятельности.

    Цель этой деятельности - вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле этого слова: образованного, творческого, интеллигентного, с добрым сердцем и чуткой совестью и одновременно активного, предприимчивого, смелого, умеющего постоять за себя и свои убеждения. Воспитать такого человека без книги невозможно. К счастью, в России уже более 100 лет существует великолепная школа руководства чтением, разработанная плеядой блистательных педагогов и библиотековедов. Назовём три великих имени: Л.Н.Толстой, К.Ушинский, В.Сухомлинский. Руководство чтением детей - это наш вклад в общечеловеческую цивилизацию, который ныне осваивается во многих странах мира.

         Сами же мы в последние годы пренебрегали этим достоянием, что привело к тяжёлым последствиям. Современные ребята читают мало, а у тех, кто ещё не потерял этот вкус, - крайне бедный круг интересов. Это - комиксы, ужастики, детективы и тому подобная литература, ориентированная на развлечения и бездумье.

         Как часто взрослые жалуются на усталость от потока негативной информации, «отрицательных» впечатлений, которые буквально вторгаются в нашу жизнь - с экранов, по радио, со страниц газет… Но взрослые, которые знают, что должно быть «не так», что это не «норма» бытия, что в жизни должно быть гораздо больше другого - радостного, светлого. А дети? Детская психика - как губка, доверчиво вбирающая все впечатления, у неё нет критериев отбора и не выработаны способы защиты от негативного воздействия. И появляется отторжение от жизни, неприятие окружающего, в котором воспринимается только мрачное, чёрное. Как результат - растущее число детских нервозов.

         Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно.

         Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Иногда воздействуют на человека в противовес окружающего мира, сохраняя и создавая личность. Вспомним признание Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». У многих людей старшего поколения привычка к чтению, заложена в детстве, осознаётся как одна из самых необходимых для внутреннего комфорта. Тем большую тревогу вызывает положение с детским чтением, или, можно сказать, с «нечтением».

         У ребят мало свободного времени и много соблазнов. Серьёзному чтению школьники уделяют гораздо меньше времени, чем хотелось бы, и читают, как правило, только то, что положено по школьной программе.

         Задача школьной библиотеки максимально снизить риск пополнения группы людей страдающих бездуховностью. С этой целью библиотека с первых шагов к чтению приобщает ребёнка к высокодуховной нравственной литературе. Составляет списки чтения с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. Библиотекарь стремится  быть другом, мудрым советчиком , своеобразным компасом в мире литературы. Ведь именно библиотекари как правило становятся доверенным лицом у трудных подростков, в школе таких детей не могут услышать, урок построен так что педагог даже если бы и хотел вникнуть в проблемы становления данной личности, то отведённое время урока не позволяет вникнуть в процесс душетворения, здесь чётко поставлены цели и задачи, идёт образовательный процесс, и если ученик не допрочувствовал недопереживал какой-то момент за него педагог доскажет и дочувствует, так его подгоняет время отведённое ему рамками урока.